Виктор Кривошеин: Города, как и люди, требуют трепетного отношения
Эксперт прокомментировал перспективы развития правобережной Перми
14.09.2021
На днях на уровне Приволжского федерального округа прошло совещание с главами субъектов, посвященное перспективам территорий. Речь шла о том, что каждому региону в ближайшее время предстоит выбрать 5 проектов, наиболее значимых с точки зрения социально-экономического развития, которые войдут в сводную дорожную карту ПФО. В числе возможных проектов Прикамья были названы развитие микрорайона Камская долина и всего правобережья в целом, а также строительство третьего моста через Каму.
Прокомментировать возможности этих проектов мы попросили председателя Совета директоров АО «Специализированный застройщик «КОРТРОС-Пермь» Виктора Кривошеина. У нашего эксперта разносторонний опыт работы с инфраструктурными проектами: он был краевым министром, возглавлял Управление Госэкспертизы по Пермскому краю, а сегодня является руководителем крупной строительной компании.
- Виктор Германович, какие проекты в Прикамье, на ваш взгляд, в ближайшие годы могут стать прорывными?
- Безусловно, нам нужны инфраструктурные проекты – это третий мост через Каму, это Северный обход, что позволит транспорту с Верхнекамья не заезжать в город. Несомненно, это вторая очередь Чусовского моста, строительство новой дороги Пермь – Уфа. Это позволит пересечь будущую скоростную трассу Москва – Екатеринбург в районе Чернушки – Куеды. А если говорить о проектах внутри города – это улица Куйбышева.
- Как вы считаете, строительство третьего моста через Каму в створе улицы Крисанова будет способствовать развитию правого берега?
- Необходимость строительства нового моста назрела давно – Коммунальный мост, безусловно, нужно разгружать. Хорошо, что этот проект сегодня обретает реальные черты. И очень важно, что Пермь станет городом двух берегов – сегодня это, по сути, город одного берега. Новый мост позволит расшить эту ситуацию, даст новый импульс развитию всего города, в том числе левого берега. Главное – правильно спроектировать.
- Территория в Камской долине непростая. Возможно ли ее развитие, чтобы Пермь стала городом двух берегов?
- Строить там можно, и общественные здания, и жилье. Наверно, урбанисты должны определить, что нужно для города, в каком направлении он будет развиваться. Но могу сказать, что и у нашей компании есть опыт строительства на таких грунтах. Там можно построить целый район, который будет безопасным и комфортным для жителей.
Естественно, без третьего моста это будет невозможно. Транспортная доступность – это наше все. Как именно будет застраиваться Камская долина – это, наверно, властям виднее. А бизнес готов сотрудничать, помогать в развитии этого района. Город должен расти – это очевидно.
- Как вы относитесь к понятию социальной ответственности застройщиков, подходам, при которых они несут обязательства по строительству школ, больниц, детсадов в районах, где возводят жилье?
- Думаю, здесь надо говорить не только о застройщиках. В моем понимании, в понимании компании, которой я сегодня руковожу, любой бизнес должен быть социально ответственным. Причем не принудительно - это должно быть в крови. При строительстве первого жилого комплекса КОРТРОСа в Перми в 2010-2014 годах – это был квартал на Механошина - мы построили и предали городу детский сад. Уже тогда – хотя тогда еще и речи не было об официальных соглашениях по развитию социальной инфраструктуры. Потом мы реконструировали исторические пассажи в ЖК «АСТРА» - очень дорогой, но важный для города проект. Закончили возводить ЖК «Гулливер» – передали городу парк на 2 гектара, детский сад на 160 мест. Где бы мы ни строили, мы обязательно взаимодействуем с властью, потому что это важно для эффективной работы. И думаем о том, что мы дадим людям, чтобы они чувствовали человеческое отношение со стороны бизнеса. Без этого нельзя развиваться. В моем понимании это так.
- Но бизнес платит налоги, он не обязан вкладываться в социальное развитие…
- Я думаю, надо просто любить свой город. Города, как и люди, требуют доброго, трепетного отношения. Мы любим наш город не только за то, что здесь родились, но и за то, что он меняется, развивается, за то, что нам, жителям, здесь уютно, комфортно и безопасно.
- КОРТРОС много строит в Свердловском районе Перми, в районе улицы Куйбышева. В транспортном смысле улица Куйбышева - одно из самых узких мест в городе. Нужно ли ее расширять и возможно ли это?
- Ее реконструкция очень нужна – там, по сути, «бутылочное горлышко». Но важно хорошо запроектировать и организовать производство работ, чтобы жители не чувствовали неудобств. Если уж власти сделали правильный выбор и реконструировали улицу Героев Хасана, то следующим шагом должно стать расширение параллельной магистрали – улицы Куйбышева.
- Там ведь узко, дома стоят достаточно близко к проезжей части?
- Про кривую дорогу в Большое Савино тоже говорили, что иначе не сделать. А сейчас там хорошая, прямая дорога. Думаю, и здесь тоже можно найти проектное решение. Главное – правильно спроектировать. Это касается любого объекта, и улицы Куйбышева в том числе.
- С вашей точки зрения, куда должна развиваться Пермь, вверх или вширь? Возможны ли решения, при которых жители отдаленных районов не чувствовали бы себя людьми второго сорта?
- Должен быть соблюден баланс между строительством вверх и вширь. Есть примеры строительства высотных зданий, видовых, акцентных, которые олицетворяют город, – таких как Headliner высотой в 31 этаж в ЖК «Гуллливер».
Если говорить про удаленные районы… Надо понять, что такое удаленный район? Для жителей это район, где ничего нет, кроме коробок для жилья. Я себе представляю это не так. Людям должно быть комфортно жить, человек должен получать все услуги, достойное образование, здравоохранение, в том районе, где он живет, учится, работает, гуляет в парках, где дети могут посещать кружки, секции, где происходят культурные события. Если человек в своем районе получает все, что ему нужно, - это уже не отдаленный район. Это район со своими точками притяжения, место, где хочется жить. И, конечно, тут мы снова возвращаемся к транспортной инфраструктуре. Без нее никуда.
Прокомментировать возможности этих проектов мы попросили председателя Совета директоров АО «Специализированный застройщик «КОРТРОС-Пермь» Виктора Кривошеина. У нашего эксперта разносторонний опыт работы с инфраструктурными проектами: он был краевым министром, возглавлял Управление Госэкспертизы по Пермскому краю, а сегодня является руководителем крупной строительной компании.
- Виктор Германович, какие проекты в Прикамье, на ваш взгляд, в ближайшие годы могут стать прорывными?
- Безусловно, нам нужны инфраструктурные проекты – это третий мост через Каму, это Северный обход, что позволит транспорту с Верхнекамья не заезжать в город. Несомненно, это вторая очередь Чусовского моста, строительство новой дороги Пермь – Уфа. Это позволит пересечь будущую скоростную трассу Москва – Екатеринбург в районе Чернушки – Куеды. А если говорить о проектах внутри города – это улица Куйбышева.
- Как вы считаете, строительство третьего моста через Каму в створе улицы Крисанова будет способствовать развитию правого берега?
- Необходимость строительства нового моста назрела давно – Коммунальный мост, безусловно, нужно разгружать. Хорошо, что этот проект сегодня обретает реальные черты. И очень важно, что Пермь станет городом двух берегов – сегодня это, по сути, город одного берега. Новый мост позволит расшить эту ситуацию, даст новый импульс развитию всего города, в том числе левого берега. Главное – правильно спроектировать.
- Территория в Камской долине непростая. Возможно ли ее развитие, чтобы Пермь стала городом двух берегов?
- Строить там можно, и общественные здания, и жилье. Наверно, урбанисты должны определить, что нужно для города, в каком направлении он будет развиваться. Но могу сказать, что и у нашей компании есть опыт строительства на таких грунтах. Там можно построить целый район, который будет безопасным и комфортным для жителей.
Естественно, без третьего моста это будет невозможно. Транспортная доступность – это наше все. Как именно будет застраиваться Камская долина – это, наверно, властям виднее. А бизнес готов сотрудничать, помогать в развитии этого района. Город должен расти – это очевидно.
- Как вы относитесь к понятию социальной ответственности застройщиков, подходам, при которых они несут обязательства по строительству школ, больниц, детсадов в районах, где возводят жилье?
- Думаю, здесь надо говорить не только о застройщиках. В моем понимании, в понимании компании, которой я сегодня руковожу, любой бизнес должен быть социально ответственным. Причем не принудительно - это должно быть в крови. При строительстве первого жилого комплекса КОРТРОСа в Перми в 2010-2014 годах – это был квартал на Механошина - мы построили и предали городу детский сад. Уже тогда – хотя тогда еще и речи не было об официальных соглашениях по развитию социальной инфраструктуры. Потом мы реконструировали исторические пассажи в ЖК «АСТРА» - очень дорогой, но важный для города проект. Закончили возводить ЖК «Гулливер» – передали городу парк на 2 гектара, детский сад на 160 мест. Где бы мы ни строили, мы обязательно взаимодействуем с властью, потому что это важно для эффективной работы. И думаем о том, что мы дадим людям, чтобы они чувствовали человеческое отношение со стороны бизнеса. Без этого нельзя развиваться. В моем понимании это так.
- Но бизнес платит налоги, он не обязан вкладываться в социальное развитие…
- Я думаю, надо просто любить свой город. Города, как и люди, требуют доброго, трепетного отношения. Мы любим наш город не только за то, что здесь родились, но и за то, что он меняется, развивается, за то, что нам, жителям, здесь уютно, комфортно и безопасно.
- КОРТРОС много строит в Свердловском районе Перми, в районе улицы Куйбышева. В транспортном смысле улица Куйбышева - одно из самых узких мест в городе. Нужно ли ее расширять и возможно ли это?
- Ее реконструкция очень нужна – там, по сути, «бутылочное горлышко». Но важно хорошо запроектировать и организовать производство работ, чтобы жители не чувствовали неудобств. Если уж власти сделали правильный выбор и реконструировали улицу Героев Хасана, то следующим шагом должно стать расширение параллельной магистрали – улицы Куйбышева.
- Там ведь узко, дома стоят достаточно близко к проезжей части?
- Про кривую дорогу в Большое Савино тоже говорили, что иначе не сделать. А сейчас там хорошая, прямая дорога. Думаю, и здесь тоже можно найти проектное решение. Главное – правильно спроектировать. Это касается любого объекта, и улицы Куйбышева в том числе.
- С вашей точки зрения, куда должна развиваться Пермь, вверх или вширь? Возможны ли решения, при которых жители отдаленных районов не чувствовали бы себя людьми второго сорта?
- Должен быть соблюден баланс между строительством вверх и вширь. Есть примеры строительства высотных зданий, видовых, акцентных, которые олицетворяют город, – таких как Headliner высотой в 31 этаж в ЖК «Гуллливер».
Если говорить про удаленные районы… Надо понять, что такое удаленный район? Для жителей это район, где ничего нет, кроме коробок для жилья. Я себе представляю это не так. Людям должно быть комфортно жить, человек должен получать все услуги, достойное образование, здравоохранение, в том районе, где он живет, учится, работает, гуляет в парках, где дети могут посещать кружки, секции, где происходят культурные события. Если человек в своем районе получает все, что ему нужно, - это уже не отдаленный район. Это район со своими точками притяжения, место, где хочется жить. И, конечно, тут мы снова возвращаемся к транспортной инфраструктуре. Без нее никуда.
ВВ © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Прикамье будет усилена работа по взысканию алиментных платежей
Четверг, 28 ноября, 10.43
Валерий Сухих: Обладатели Почетного звания – яркий пример людей, преданных своему делу
Четверг, 28 ноября, 10.36
Первые два низкопольных троллейбуса в рамках нового контракта пришли в Екатеринбург
Четверг, 28 ноября, 10.29