Возрастное ограничение 18+

Посадочные ведомости

Чем закончится передел рынка пассажирских перевозок Прикамья

15.42 Вторник, 20 декабря 2016
Тревожный сигнал на днях пришел из Чернушки. Там собственники автовокзала выставили пассажиров пригородных маршрутов на мороз – ждать транспорт на улице. Столь негостеприимное поведение объяснили тем, что перевозчики отказались от услуг автовокзала. Аналогичная ситуация складывается еще в двух районах – Осинском и Еловском. Транспортная компания, осуществлявшая междугородние перевозки в этих территориях, вынуждена приостановить работу сразу пятнадцати автобусных маршрутов. Местные власти, разумеется, в панике. Так ведь и до народных бунтов недалеко! Не вдаваясь в глубинные причины проблемы, они, по обыкновению, обвинили во всех тяжких транспортников. Хотя на деле не все так просто…

Дело в том, что 1 декабря от арендаторов отошел весь имущественный комплекс ПКГУП «Автовокзал». С наступлением зимы руководство этого Пермского краевого государственного унитарного предприятия решило самостоятельно продавать автобусные билеты. Однако ноу-хау управленцев, меняющее, к слову, пятилетнюю практику продажи билетов самими перевозчиками, похоже, терпит фиаско. Эксперимент, больше смахивающий на бесцеремонный передел рынка, может привести к существенному скандалу и необратимым последствиям. Сейчас перевозчики просто отказываются подписывать договор на кабальных для них условиях. Из 168 организаций, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам, согласились работать по новым правилам лишь шестнадцать. Подавляющая же часть перевозчиков, отказавшись от услуг автовокзала, продает билеты на свои рейсы самостоятельно. Все это чревато серьезными неудобствами для пассажиров, да и самих старожилов рынка ставит в ранг нелегалов. Так в чем же все-таки яблоко раздора?

Постановление Правительства РФ № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» гласит: «Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещёнными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включён остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции». Вот за эти услуги перевозчики и отчисляют процент от своей выручки ПКГУП «Автовокзал», являющемуся хозяином имущественного комплекса.

Практика ценообразования оплаты перевозчиками услуг автовокзалам сложилась еще лет сорок тому назад и действует до сих пор практически без изменений. Главный ее изъян в том, что перевозчики платят за одну и ту же услугу разные суммы. Допустим, билет по маршруту Пермь – Усть-Качка стоит 118 рублей, а, например, до Чайковского – 534 рубля. Но для автовокзала разницы нет – со всех собирают одинаковый процент! На заре рыночных отношений размер отчислений составлял 14,5 процента, чуть позже к этим цифрам добавили налог на добавленную стоимость (НДС), и максимальный процент стал составлять 17,11. Причем понятно, что с затратами автовокзала эта величина никак не связана. Поэтому устаревшая методика всегда вызывала легкий ропот и жаркие дискуссии о том, что необходимо переходить на современные рыночные механизмы. Что плата должна зависеть не от доходов перевозчиков, а от расходов автовокзала. Что необходимо выделить услуги и оценить каждую из них. Но потом, как правило, градус дискуссии снижался, и все продолжали работать «как раньше».

Возможно, все так бы произошло и при заключении договоров на 2017 год, но условия, которые выдвинуло руководство ПКГУП «Автовокзал», оказались за гранью добра и зла. Они раздали перевозчикам «пустые болванки» – без каких-либо цифр, процентов и расчетов тарифов – и в добровольно-принудительном порядке предложили их подписать. Чтобы соблюсти букву закона, разместили на своем сайте якобы оферту. Тот же «пустой» договор без подписи и приложение к нему, в котором максимальный некогда процент – 17,11 – вдруг стал базовым. А максимальная ставка достигла 20,5 процентов отчислений. Это же грабеж средь бела дня! И нет гарантий, что цифры не изменятся. Разумеется, в сторону увеличения. Ведь тариф предусмотрен не договором, а внутренним документом – распоряжением, которое может в любой момент поменяться.

– Будем платить только тем, кто подпишет договор, – безапелляционно заявил перевозчикам заместитель генерального директора ПКГУП «Автовокзал» Владимир Костыгин.

Угроза оказалась небеспочвенной. «Отказники» это почувствовали сразу. Хотя задолженность подтверждается посадочными ведомостями, с 1 декабря автовокзал перестал перечислять деньги, собранные с пассажиров. Как следствие, большинство транспортных компаний сейчас не могут приобрести ни ГСМ, ни запасные части, образовалась задержка по зарплате.

А если учесть, что большинство предприятий закредитовано, то можно смело считать, что отрасль находится на грани краха. И это не просто какая-то вредность или непомерные аппетиты руководства государственного предприятия. Больше это смахивает на планомерное выдавливание перевозчиков с рынка. Передел!

А как все хорошо начиналось! За последние годы в сфере междугородних пассажирских перевозок, действительно, произошли существенные положительные изменения. С нуля были построены автобусные станции в Усть-Качке, Карагае, Ильинском. Был отремонтирован третий этаж автовокзала в Кудымкаре, найдены подрядчики на строительство автостанции в микрорайоне Южный. Автобусный парк ежегодно пополнялся в среднем более чем на сто единиц техники.

Однако оптимизм улетучился, как только на горизонте вместе с новым губернатором появилась управленческая команда из Екатеринбурга. Перевозчики насторожились, когда заместителем директора ПКГУП «Автовокзал» был назначен некто Владимир Костыгин. В недавнем прошлом бизнесмен, и, как показывает шлейф различных арбитражных разбирательств, не очень удачливый. В Екатеринбурге у него несколько фирм. Одна занимается строительством жилых зданий, другая – уборкой помещений, третья – организацией перевозок грузов. А вот охранное агентство пришлось закрыть из-за долгов. Их, кстати, немало. Как и обязательств по многомиллионным кредитам, которые на зарплату замдиректора госпредприятия, конечно же, не покрыть.

Есть на автовокзале и директор, точнее, исполняющий обязанности – тоже житель Екатеринбурга Ильдар Камилянов. Но Ильдар Шакирьянович изначально примерил на себя роль зицпредседателя Фунта из известного и символичного произведения. Любой мало-мальский вопрос он отправляет решать к своему заместителю. Своим молчанием он будто бы подчеркивает, что все бразды правления у его более молодого коллеги.
Карт-бланш Владимиру Анатольевичу дали и краевые власти. По крайней мере, при назначении один высокопоставленный чиновник Минтранса недвусмысленно намекнул на его родственные связи с первым лицом региона. С таким-то покровительством можно горы свернуть!

Но г-н Костыгин запомнился совсем иными делами. Еще на слуху скандальная история, связанная с выбором поставщика систем для работы с «электронными билетами». Зряшный договор с компанией «Бенток-Смоленск» обсуждали в министерстве на все лады. Но оргвыводов, конечно же, сделано не было.

ПКГУП «Автовокзал» давно уже вызывает пристальное внимание управления Федеральной антимонопольной службы. Перманентно в адрес госпредприятия, учредителями которого, к слову, являются Минтранс и Минэкономразвития, отправляются различные предписания. Стоит ли уточнять, что повышенное внимание этого ведомства по нынешним временам является определенным маркером на предмет коррупционности?..

Но самая крупная «афера века», предпринятая Костыгиным, так до сих пор по достоинству не оценена ни силовиками, ни перевозчиками. А ведь к переделу рынка этот коммерсант из соседнего региона приступил еще летом. Тогда краевое правительство с подачи Минтранса и Владимир Костыгин лично выдали на-гора злосчастное постановление № 347 о создании нерегулируемых тарифов. При этом продемонстрировали «чудеса» демократии, отправив постановление для экспертной оценки общественникам – совету при Молодежном парламенте, членом которого является... все тот же Костыгин. Многие тогда гадали: зачем нужно совершать революцию? Ведь не факт, что сам автовокзал выиграет от этой рокировки. Объяснение нашлось довольно быстро. Разумеется, никаких нерегулируемых тарифов Владимиру Костыгину и даром было не нужно. Искусственно создав прецедент – и, соответственно, добившись изменений в Уставе, – он, как положено в таких случаях по закону, объявил о торгах на право осуществлять перевозки пассажиров по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам. Замысел был воистину как у Остапа Бендера: 286 маршрутов, которые разнились по географии и протяженности, запихнули в 6 лотов. Кое-кто посчитал, что в Прикамье придет серьезный игрок откуда-нибудь из Екатеринбурга, Челябинска или Тюмени, способный монополизировать рынок. Но понятно же, что никакого доброго и богатого дяди с несколькими сотнями автобусов не было и в помине. Знающие люди объяснили: в таких случаях на бумаге создается «пустышка», фирма-оператор. А затем она так же, как сейчас давят перевозчиков, склонила бы их к выполнению прежней работы. За гораздо меньшие деньги. Но этот замысел разрушили сотрудники УФАС.

Видимо, мысли о переделе рынка и скором обогащении не дают покоя руководителю автовокзала. Ведь что такое разница в три процента от выручки 168 предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров? Это сотни миллионов рублей! Одним росчерком пера. Вот только похоже, что перевозчики устали от таких художеств и настроены решительно. Подписывать договоры они не намерены. И ищут выход из сложившейся ситуации. Как вариант – создание на базе профильной ассоциации другого имущественного комплекса. Хуже-то все равно не будет. Ведь сейчас они даже не могут получить не то что деньги, а даже карты маршрута и свидетельства по межмуниципальным рейсам из Перми. В таком случае огромное здание на площади перед рынком станет перевозчикам не нужно. За 20 процентов от выручки они смогут арендовать любое соответствующее помещение. Впрочем, краевые власти этим не напугать. Как говорится, баба с возу – кобыле легче. В крайнем случае, откроют там какой-нибудь торговый центр или того хуже – бордель. А работники еще одной крупной отрасли, которую чуть не погубили действия неумелых управленцев от власти, будут плеваться при слове «варяг»…

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Новости в Дзене» и «Google Новости».
Виталий Петров © Вечерние ведомости


Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK