Зачетная бухгалтерия
Пермские чиновники от образования пытаются доказать, что от сокращения зарплаты учителя только выиграли
06.10.2014
Фото www.gorodperm.ru
Уже две недели в Перми выясняют, растет зарплата учителей или снижается. Краевое министерство образования признает: часть средств, предназначавшихся на зарплаты учителей, направлена на другие нужды. Однако чиновники не афишируют тот факт, что отчитались за эти деньги дважды. В первом полугодии 400 миллионов обеспечивали рост зарплаты учителей в 2013-2014 учебном году. А потом те же самые деньги превратились в дополнительное финансирование дошкольного образования. В результате в отчетах – двойной успех. А у учителей снижение зарплаты – из-за того, что полгода им якобы «переплачивали».
Удвоение смыслов
Напомним, поводом для разбирательств стало заявление одного из пермских педагогов: в конце августа на собрании трудового коллектива школы учителей предупредили о предстоящем снижении выплат. И объяснили это тем, что якобы в первом полугодии им выплатили больше, чем нужно.
При анализе ситуации обнаружился корень проблемы – постановление краевого правительства № 603-п от 11.07.2014. Этим документом были снижены нормативы, по которым формируется фонд оплаты труда учителей – ФОТ. Причем постановление было доведено до учителей в конце августа, а действовать начало с 1 января 2014 года. Иными словами, в течение восьми месяцев ФОТ формировался по предыдущему нормативу, который был выше. А значит, в оставшиеся до конца года 4 месяца он не может не снижаться.
На каком основании сократили ФОТ? Тут история темная. Как объясняют чиновники, в конце прошлого года в краевом минобре посчитали, что число школьников должно вырасти на 1700. А в начале 2014 года вдруг пришли к выводу, что детей станет меньше на 5 тысяч. Соответственно, из фонда оплаты труда учителей изъяли 400 млн рублей и перенаправили их на дополнительное образование.
С математикой в краевом минобре явные проблемы. Конечно, с 1 января начался новый календарный год. Но учебный-то год остался тот же самый. Куда могли деться 5 тысяч детей? Тем более что никакими фактами эти цифры подтверждены не были.
Налицо некорректное перераспределение бюджетных средств при полном отсутствии оснований. Ошибка? Вряд ли. Минобр задним числом перекинул финансирование на дополнительное образование, чтобы обеспечить себе хорошие показатели на обоих направлениях. Ради этих «зачетных» цифр чиновники и залезли в карман к учителю.
Межведомственное шоу
Столкнувшись с повышенным вниманием к возникшей проблеме, в первую очередь со стороны Общероссийского народного фронта, краевое министерство образования сначала попыталось заболтать тему. Но пресса и учителя стали подтверждать неприятные факты. Тогда как бы для изучения проблемы была создана межведомственная комиссия, которая уже две недели ездит по школам. Не по разу в день она рапортует: проверены еще несколько школ в таком-то районе. Уже и круглый стол провели, где доложили: нарушений не обнаружено, зарплата педагогов растет как на дрожжах.
Между тем расти она никак не может. И в министерстве это прекрасно знают. Для выяснения уровня зарплаты учителей минобру достаточно зайти в свою бухгалтерию, а не мотаться по краю, выискивая благополучные школы. Или повнимательнее изучить постановление № 603-п, заглянуть в документы, размещенные на портале «Открытое правительство». И убедиться еще раз: норматив подушевого финансирования для учреждений среднего образования снижен. А значит, автоматически сократился и фонд оплаты труда.
Так, по нормативам 2013 года расходы на обучение одного школьника первой ступени в городской школе составляли 27 835 рублей в год, по постановлению № 603-п – 26 538. Это минус 1297 рублей на каждого младшеклассника края. Снижение расходов на городского школьника второй ступени – 1505 рублей, на старшеклассника – 1618 рублей. На учащегося средней ступени коррекционной школы расходы урезаны на 2847 рублей, на школьника того же возраста, который по медицинским показаниям обучается на дому, – на 5427 рублей. На каждом воспитаннике школы-интерната бюджет сэкономил 4381 рубль.
То есть сэкономили в конечном счете на учителях. Потому что в том же постановлении однозначно указано: все эти суммы снимаются с заработной платы педагогов. В результате всех этих манипуляций фонд оплаты их труда сократился на 5-7%. Есть данные, что снижение реальных выплат в отдельных школах составляет 2-4 тысячи рублей.
Пожар идет по расписанию
Возникает вопрос: каким же образом межведомственная комиссия получает свои прекрасные результаты?
– В зарплате учителя три множителя: количество детей, часов и величина «ученико-часа», – комментирует федеральный инспектор Рособрнадзора Елена Шлыкова. – Больше никаких составляющих там нет. Если стоимость «ученико-часа» снижена, размеры зарплаты можно сохранить только за счет увеличения других множителей. То есть за счет увеличения нагрузки на учителя. Именно этим сейчас школы и занимаются. А минобр и департамент образования Перми докладывают: все хорошо, пожар идет по расписанию. Простейший способ получить нужные результаты – правильно выбрать школы для проверки. Потому что в каждом учебном заведении ситуация разная, и кое-где она действительно не так плоха. Плюс к тому комиссия проверяет среднюю заработную плату по школе, которая к реальной зарплате большинства работников образования не имеет никакого отношения.
Добавим: есть и другие методы, уже выявленные представителями ОНФ в ходе мониторинга. Директора школ, которых вынудили самостоятельно решать проблему недофинансирования, понижают подчиненных в должности: завуча разжалуют в учителя, заведующую библиотекой – в библиотекаря. Или заключают договоры гражданско-правового характера с бухгалтерами, секретарями, замами по АХЧ.
У школ покрепче есть возможность использовать собственные сбережения, то есть нераспределенную часть ФОТ, которая предназначалась для премирования педагогов к Новому году. Но, во-первых, далеко не везде есть эта «бюджетная подушка». А во-вторых, эти стимулирующие выплаты предназначались вовсе не для того, чтобы затыкать ими дыры в бюджете.
Не надо врать
Каким образом минобр планирует исправить ситуацию? Судя по его ответу Народному фронту и публикациям на краевом портале – за счет оптимизации административного персонала школ. Ни для кого не секрет – этот эвфемизм означает увольнения.
– В этой ситуации больше всего настораживает то, что власть не идет на открытый диалог, – отмечает Елена Шлыкова. – Она не говорит: проблемы есть, давайте вместе думать. По всей стране бюджеты дефицитные, а пермское образование, если судить по рапортам чиновников, обитает на острове Утопия. Кого они пытаются обмануть своими планами разрешения ситуации со снижением зарплат учителей? Какой административный персонал планируют сократить? Техничек? А кто мыть будет? Не говоря уже о том, что эти функции в школах давно выведены на аутсорсинг, чтобы оплачивать технический персонал не из ФОТ, а из фонда материального обеспечения школы. Так что сокращение уборщицы на зарплату учителя никак не повлияет.
Словом, реальных выходов пока не предложено. Тем не менее хорошо уже то, что проблему удалось вывести в публичную плоскость. Если бы ситуацией не заинтересовался Народный фронт, не было бы ни комиссий, ни круглых столов. Он, кстати, не так давно начал работу в Пермском крае, но действует весьма эффективно: наконец-то в регионе появился контроль за государственной властью. И то, что госорганы начали откликаться и реагировать, – свидетельство того, что ОНФ сегодня воспринимают серьезно. Появление такого центра влияния заставляет власть действовать более корректно и обдуманно.
В планах «фронтовиков» – продолжить мониторинг снижения уровня заработной платы учителей и контролировать зарплату бюджетников в постоянном режиме. И вообще отслеживать реализацию «майских указов» президента вплоть до полного их исполнения. Сфера приложения сил в регионе – немаленькая. Давно пора заняться, например, изысками минобра, который вечно путает учебный год, календарный и финансовый. К примеру, по вводу объектов дополнительного образования в этом году уже заявлены превосходные результаты. Между тем основная сдача объектов – в декабре. А край уже отчитался.
Явно нуждается в дополнительном изучении кратное снижение зарплат директоров пермских школ. Они, между прочим, тоже работники образования, и сокращение их зарплаты – прямое нарушение президентского указа. До прошлого года зарплата директору начислялась от средней по школе, и директор был прямо заинтересован в том, чтобы учителя получали хорошо. В 2013 году постановлением администрации Перми зарплату директора увязали с количеством учащихся, в результате чего она сократилась вдвое.
Почему молчат директора школ? Этот вопрос СМИ задают не первый год. А ответ лежит на поверхности. 95% директоров пермских школ работают по срочным контрактам, заключенным на один год. И неважно, что при этом невозможно строить команду, определять стратегические задачи. Главное – контракт, по которому директор может быть уволен в любой момент без объяснения причин, позволяет департаменту образования держать подчиненных на коротком поводке, манипулировать ими. А мы потом удивляемся: отчего это межведомственная проверка не обнаружила в пермских школах снижения зарплат учителей?
Уже две недели в Перми выясняют, растет зарплата учителей или снижается. Краевое министерство образования признает: часть средств, предназначавшихся на зарплаты учителей, направлена на другие нужды. Однако чиновники не афишируют тот факт, что отчитались за эти деньги дважды. В первом полугодии 400 миллионов обеспечивали рост зарплаты учителей в 2013-2014 учебном году. А потом те же самые деньги превратились в дополнительное финансирование дошкольного образования. В результате в отчетах – двойной успех. А у учителей снижение зарплаты – из-за того, что полгода им якобы «переплачивали».
Удвоение смыслов
Напомним, поводом для разбирательств стало заявление одного из пермских педагогов: в конце августа на собрании трудового коллектива школы учителей предупредили о предстоящем снижении выплат. И объяснили это тем, что якобы в первом полугодии им выплатили больше, чем нужно.
При анализе ситуации обнаружился корень проблемы – постановление краевого правительства № 603-п от 11.07.2014. Этим документом были снижены нормативы, по которым формируется фонд оплаты труда учителей – ФОТ. Причем постановление было доведено до учителей в конце августа, а действовать начало с 1 января 2014 года. Иными словами, в течение восьми месяцев ФОТ формировался по предыдущему нормативу, который был выше. А значит, в оставшиеся до конца года 4 месяца он не может не снижаться.
На каком основании сократили ФОТ? Тут история темная. Как объясняют чиновники, в конце прошлого года в краевом минобре посчитали, что число школьников должно вырасти на 1700. А в начале 2014 года вдруг пришли к выводу, что детей станет меньше на 5 тысяч. Соответственно, из фонда оплаты труда учителей изъяли 400 млн рублей и перенаправили их на дополнительное образование.
С математикой в краевом минобре явные проблемы. Конечно, с 1 января начался новый календарный год. Но учебный-то год остался тот же самый. Куда могли деться 5 тысяч детей? Тем более что никакими фактами эти цифры подтверждены не были.
Налицо некорректное перераспределение бюджетных средств при полном отсутствии оснований. Ошибка? Вряд ли. Минобр задним числом перекинул финансирование на дополнительное образование, чтобы обеспечить себе хорошие показатели на обоих направлениях. Ради этих «зачетных» цифр чиновники и залезли в карман к учителю.
Межведомственное шоу
Столкнувшись с повышенным вниманием к возникшей проблеме, в первую очередь со стороны Общероссийского народного фронта, краевое министерство образования сначала попыталось заболтать тему. Но пресса и учителя стали подтверждать неприятные факты. Тогда как бы для изучения проблемы была создана межведомственная комиссия, которая уже две недели ездит по школам. Не по разу в день она рапортует: проверены еще несколько школ в таком-то районе. Уже и круглый стол провели, где доложили: нарушений не обнаружено, зарплата педагогов растет как на дрожжах.
Между тем расти она никак не может. И в министерстве это прекрасно знают. Для выяснения уровня зарплаты учителей минобру достаточно зайти в свою бухгалтерию, а не мотаться по краю, выискивая благополучные школы. Или повнимательнее изучить постановление № 603-п, заглянуть в документы, размещенные на портале «Открытое правительство». И убедиться еще раз: норматив подушевого финансирования для учреждений среднего образования снижен. А значит, автоматически сократился и фонд оплаты труда.
Так, по нормативам 2013 года расходы на обучение одного школьника первой ступени в городской школе составляли 27 835 рублей в год, по постановлению № 603-п – 26 538. Это минус 1297 рублей на каждого младшеклассника края. Снижение расходов на городского школьника второй ступени – 1505 рублей, на старшеклассника – 1618 рублей. На учащегося средней ступени коррекционной школы расходы урезаны на 2847 рублей, на школьника того же возраста, который по медицинским показаниям обучается на дому, – на 5427 рублей. На каждом воспитаннике школы-интерната бюджет сэкономил 4381 рубль.
То есть сэкономили в конечном счете на учителях. Потому что в том же постановлении однозначно указано: все эти суммы снимаются с заработной платы педагогов. В результате всех этих манипуляций фонд оплаты их труда сократился на 5-7%. Есть данные, что снижение реальных выплат в отдельных школах составляет 2-4 тысячи рублей.
Пожар идет по расписанию
Возникает вопрос: каким же образом межведомственная комиссия получает свои прекрасные результаты?
– В зарплате учителя три множителя: количество детей, часов и величина «ученико-часа», – комментирует федеральный инспектор Рособрнадзора Елена Шлыкова. – Больше никаких составляющих там нет. Если стоимость «ученико-часа» снижена, размеры зарплаты можно сохранить только за счет увеличения других множителей. То есть за счет увеличения нагрузки на учителя. Именно этим сейчас школы и занимаются. А минобр и департамент образования Перми докладывают: все хорошо, пожар идет по расписанию. Простейший способ получить нужные результаты – правильно выбрать школы для проверки. Потому что в каждом учебном заведении ситуация разная, и кое-где она действительно не так плоха. Плюс к тому комиссия проверяет среднюю заработную плату по школе, которая к реальной зарплате большинства работников образования не имеет никакого отношения.
Добавим: есть и другие методы, уже выявленные представителями ОНФ в ходе мониторинга. Директора школ, которых вынудили самостоятельно решать проблему недофинансирования, понижают подчиненных в должности: завуча разжалуют в учителя, заведующую библиотекой – в библиотекаря. Или заключают договоры гражданско-правового характера с бухгалтерами, секретарями, замами по АХЧ.
У школ покрепче есть возможность использовать собственные сбережения, то есть нераспределенную часть ФОТ, которая предназначалась для премирования педагогов к Новому году. Но, во-первых, далеко не везде есть эта «бюджетная подушка». А во-вторых, эти стимулирующие выплаты предназначались вовсе не для того, чтобы затыкать ими дыры в бюджете.
Не надо врать
Каким образом минобр планирует исправить ситуацию? Судя по его ответу Народному фронту и публикациям на краевом портале – за счет оптимизации административного персонала школ. Ни для кого не секрет – этот эвфемизм означает увольнения.
– В этой ситуации больше всего настораживает то, что власть не идет на открытый диалог, – отмечает Елена Шлыкова. – Она не говорит: проблемы есть, давайте вместе думать. По всей стране бюджеты дефицитные, а пермское образование, если судить по рапортам чиновников, обитает на острове Утопия. Кого они пытаются обмануть своими планами разрешения ситуации со снижением зарплат учителей? Какой административный персонал планируют сократить? Техничек? А кто мыть будет? Не говоря уже о том, что эти функции в школах давно выведены на аутсорсинг, чтобы оплачивать технический персонал не из ФОТ, а из фонда материального обеспечения школы. Так что сокращение уборщицы на зарплату учителя никак не повлияет.
Словом, реальных выходов пока не предложено. Тем не менее хорошо уже то, что проблему удалось вывести в публичную плоскость. Если бы ситуацией не заинтересовался Народный фронт, не было бы ни комиссий, ни круглых столов. Он, кстати, не так давно начал работу в Пермском крае, но действует весьма эффективно: наконец-то в регионе появился контроль за государственной властью. И то, что госорганы начали откликаться и реагировать, – свидетельство того, что ОНФ сегодня воспринимают серьезно. Появление такого центра влияния заставляет власть действовать более корректно и обдуманно.
В планах «фронтовиков» – продолжить мониторинг снижения уровня заработной платы учителей и контролировать зарплату бюджетников в постоянном режиме. И вообще отслеживать реализацию «майских указов» президента вплоть до полного их исполнения. Сфера приложения сил в регионе – немаленькая. Давно пора заняться, например, изысками минобра, который вечно путает учебный год, календарный и финансовый. К примеру, по вводу объектов дополнительного образования в этом году уже заявлены превосходные результаты. Между тем основная сдача объектов – в декабре. А край уже отчитался.
Явно нуждается в дополнительном изучении кратное снижение зарплат директоров пермских школ. Они, между прочим, тоже работники образования, и сокращение их зарплаты – прямое нарушение президентского указа. До прошлого года зарплата директору начислялась от средней по школе, и директор был прямо заинтересован в том, чтобы учителя получали хорошо. В 2013 году постановлением администрации Перми зарплату директора увязали с количеством учащихся, в результате чего она сократилась вдвое.
Почему молчат директора школ? Этот вопрос СМИ задают не первый год. А ответ лежит на поверхности. 95% директоров пермских школ работают по срочным контрактам, заключенным на один год. И неважно, что при этом невозможно строить команду, определять стратегические задачи. Главное – контракт, по которому директор может быть уволен в любой момент без объяснения причин, позволяет департаменту образования держать подчиненных на коротком поводке, манипулировать ими. А мы потом удивляемся: отчего это межведомственная проверка не обнаружила в пермских школах снижения зарплат учителей?
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Одного из частных автобусных перевозчиков Екатеринбурга оштрафовали за перевозки без лицензии
Четверг, 28 ноября, 23.45
Менее половины отловленных в Екатеринбурге бродячих собак удаётся пристроить
Четверг, 28 ноября, 21.29
Карпинского врача обвиняют в смерти пациента
Четверг, 28 ноября, 21.00