Кому приносит доходы образование в Перми?
Чиновники научились извлекать деньги из самого святого
02.09.2014
Фото news.spbmy.ru
Выступая накануне 1 сентября перед педагогическими работниками, губернатор Басаргин особо подчеркнул, что на образование направляется четверть краевого бюджета. Путем несложных вычислений получаем: это более 25 миллиардов рублей. Кроме того, отрасль финансируется и из муниципальных источников. Может, это и есть одна из проблем образования – огромные деньги, которые далеко не полностью распределяются автоматически, на основе нормативов? Тем более что и сами нормативы финансирования, которые утверждаются на уровне субъекта, – тоже не догма.
В Прикамье это последнее обстоятельство доказали самым неожиданным образом. Как стало известно нынешним летом, нормативы подушевого финансирования фонда оплаты педагогов начальной школы сокращены – примерно на 800 рублей за каждого учащегося. Вроде бы немного, но нужно иметь в виду: прирост количества учащихся в Перми, например, происходит именно в начальной школе. В этом году первоклассников в городе 11 300. Если только их умножить на 800 рублей – это сразу 9 миллионов «недостачи»…
Бюджетные фокусы стали неожиданностью по двум причинам. Во-первых, педагоги, которые отовсюду слышат о росте своих зарплат, наоборот, рассчитывали на повышение нормативов. А во-вторых, выяснилось, что нормативы снижены… с 1 января текущего года. При этом директора школ расходовали фонд оплаты труда, пользуясь старыми нормативами. Выплачена зарплата за полгода, отпускные… Теперь, чтобы вписаться в годовой бюджет образовательного учреждения, руководителям предстоит сокращать выплаты. Да еще как-то объяснять учителям происходящее…
– Бюджет, который утверждается школе на год, складывается из двух источников, – поясняет федеральный инспектор Рособрнадзора РФ Елена Шлыкова. – Это фонд оплаты труда (ФОТ) и фонд материального обеспечения (ФМО). ФОТ рассчитывается, исходя из нормативов подушевого финансирования – они разные для начальных, средних и старших классов. ФМО тоже формируется по подушевому принципу. И вот здесь кроются проблемы. Потому что на самом деле расходы на содержание здания зависят от его площади и состояния, а вовсе не от количества учащихся. Если школа после капремонта, расходы на содержание ниже. А большие по площади и ветхие школы объективно требуют совсем других затрат. У нас много говорят о выделении образованию дополнительных средств. Но в Пермском крае ни в одном нормативе финансирования это пока не отразилось.
Тем не менее в Перми, судя по официальным данным, с образованием все в полном порядке. Зарплаты педагогов доведены до уровня, предписанного президентскими указами. И, как доложили чиновники, все образовательные учреждения Перми стопроцентно готовы к учебному году. Увы, при более пристальном изучении ни та, ни другая позиция оптимизма не внушают.
Если нормативы, по которым школы получают средства на зарплату педагогам, не выросли, а кое-где еще и сократились, откуда берется повышение дохода педагога до среднего по экономике? Единственный вариант – за счет увеличения нагрузки до запредельного уровня. К примеру, до 40 часов в неделю.
Не без хитростей решается и вопрос о материальной базе образовательного учреждения.
– На содержание школы выделяется конкретная сумма, которая не зависит от ее потребностей, – поясняет Елена Шлыкова. – И от директора требуют, чтобы все работало, предписания исполнялись, нормативы соблюдались. А как он это сделает – это его головная боль. Чем все это заканчивается, известно. Школа идет к родителям с протянутой рукой.
Кстати, накануне 1 сентября одна из пермских школ попалась на сборе денег с родителей первоклассников – по 7 тысяч рублей с носа. Выглядело это как показательное разоблачение. Потому что такая школа в Перми, безусловно, не одна.
Единственная возможность получить дополнительные средства на содержание для пермских школ – это капремонт. Но это и отличная возможность для манипуляций со стороны департамента образования. И не только руководителями учреждений, но и бюджетом. Потому что выяснить, по какому принципу выделяются эти дополнительные деньги, еще никому не удалось. Очень давно общественность добивается возможности увидеть документ о ранжировании и понять, как чиновники определяют приоритеты. Но безрезультатно.
Правда, бывают очевидные случаи, когда школу просто закрывают надзорные органы. Тут уж никуда не денешься. Таким образом вывели на капремонт, к примеру, 114-ю школу. Шум был большой, директора чуть не уволили – а департамент образования как бы ни при чем. Более того, он еще умудряется найти во всей этой суматохе какую-то выгоду.
Например, в пермской гимназии № 1 три года назад был закрыт спортзал. На стенах появился черный грибок, специалисты сказали – может и рухнуть. Департамент образования отреагировал: поручил Елене Шлыковой, которая в то время возглавляла гимназию, оплатить из бюджета школы ПСД (проектно-сметную документацию) – якобы для того, чтобы школу можно было включить в план капремонта.
– Мы заказали ПСД и заплатили за нее около 90 тысяч, – вспоминает бывший директор. – А после того как от меня избавились, в школу приходит глава департамента образования г-жа Гаджиева и говорит: мы добились выделения из бюджета города 500 тысяч рублей на ПДС. Коллеги удивились – ведь документация уже готова! Тогда техзадание было слегка изменено, и департамент все равно заказал ПСД заново, уже за 500 тысяч. Сколько времени прошло, а спортзал так и стоит закрытый. При этом образовательное учреждение признано полностью готовым к учебному году. И в списках школ, где нет спортзалов, гимназия № 1 не значится.
Тут пермские чиновники от образования явно превзошли сами себя. Но и это еще не все. У бюджетных учреждений есть огромный ресурс, о котором как-то не принято говорить. Школы и детские сады, помимо всего прочего, это еще и колоссальные земельные участки. И время от времени они освобождаются. Например, от школы № 5 за Камой уже не осталось даже фундамента. Школа № 15 в Мотовилихе расформирована. У 102-й школы был филиал – здание детского сада на улице Комбайнеров. Сейчас его нет. А земля осталась.
Кто сейчас собственник всего этого богатства? У пермского департамента образования никогда не удавалось получить ответ и на более простые вопросы.
Выступая накануне 1 сентября перед педагогическими работниками, губернатор Басаргин особо подчеркнул, что на образование направляется четверть краевого бюджета. Путем несложных вычислений получаем: это более 25 миллиардов рублей. Кроме того, отрасль финансируется и из муниципальных источников. Может, это и есть одна из проблем образования – огромные деньги, которые далеко не полностью распределяются автоматически, на основе нормативов? Тем более что и сами нормативы финансирования, которые утверждаются на уровне субъекта, – тоже не догма.
В Прикамье это последнее обстоятельство доказали самым неожиданным образом. Как стало известно нынешним летом, нормативы подушевого финансирования фонда оплаты педагогов начальной школы сокращены – примерно на 800 рублей за каждого учащегося. Вроде бы немного, но нужно иметь в виду: прирост количества учащихся в Перми, например, происходит именно в начальной школе. В этом году первоклассников в городе 11 300. Если только их умножить на 800 рублей – это сразу 9 миллионов «недостачи»…
Бюджетные фокусы стали неожиданностью по двум причинам. Во-первых, педагоги, которые отовсюду слышат о росте своих зарплат, наоборот, рассчитывали на повышение нормативов. А во-вторых, выяснилось, что нормативы снижены… с 1 января текущего года. При этом директора школ расходовали фонд оплаты труда, пользуясь старыми нормативами. Выплачена зарплата за полгода, отпускные… Теперь, чтобы вписаться в годовой бюджет образовательного учреждения, руководителям предстоит сокращать выплаты. Да еще как-то объяснять учителям происходящее…
– Бюджет, который утверждается школе на год, складывается из двух источников, – поясняет федеральный инспектор Рособрнадзора РФ Елена Шлыкова. – Это фонд оплаты труда (ФОТ) и фонд материального обеспечения (ФМО). ФОТ рассчитывается, исходя из нормативов подушевого финансирования – они разные для начальных, средних и старших классов. ФМО тоже формируется по подушевому принципу. И вот здесь кроются проблемы. Потому что на самом деле расходы на содержание здания зависят от его площади и состояния, а вовсе не от количества учащихся. Если школа после капремонта, расходы на содержание ниже. А большие по площади и ветхие школы объективно требуют совсем других затрат. У нас много говорят о выделении образованию дополнительных средств. Но в Пермском крае ни в одном нормативе финансирования это пока не отразилось.
Тем не менее в Перми, судя по официальным данным, с образованием все в полном порядке. Зарплаты педагогов доведены до уровня, предписанного президентскими указами. И, как доложили чиновники, все образовательные учреждения Перми стопроцентно готовы к учебному году. Увы, при более пристальном изучении ни та, ни другая позиция оптимизма не внушают.
Если нормативы, по которым школы получают средства на зарплату педагогам, не выросли, а кое-где еще и сократились, откуда берется повышение дохода педагога до среднего по экономике? Единственный вариант – за счет увеличения нагрузки до запредельного уровня. К примеру, до 40 часов в неделю.
Не без хитростей решается и вопрос о материальной базе образовательного учреждения.
– На содержание школы выделяется конкретная сумма, которая не зависит от ее потребностей, – поясняет Елена Шлыкова. – И от директора требуют, чтобы все работало, предписания исполнялись, нормативы соблюдались. А как он это сделает – это его головная боль. Чем все это заканчивается, известно. Школа идет к родителям с протянутой рукой.
Кстати, накануне 1 сентября одна из пермских школ попалась на сборе денег с родителей первоклассников – по 7 тысяч рублей с носа. Выглядело это как показательное разоблачение. Потому что такая школа в Перми, безусловно, не одна.
Единственная возможность получить дополнительные средства на содержание для пермских школ – это капремонт. Но это и отличная возможность для манипуляций со стороны департамента образования. И не только руководителями учреждений, но и бюджетом. Потому что выяснить, по какому принципу выделяются эти дополнительные деньги, еще никому не удалось. Очень давно общественность добивается возможности увидеть документ о ранжировании и понять, как чиновники определяют приоритеты. Но безрезультатно.
Правда, бывают очевидные случаи, когда школу просто закрывают надзорные органы. Тут уж никуда не денешься. Таким образом вывели на капремонт, к примеру, 114-ю школу. Шум был большой, директора чуть не уволили – а департамент образования как бы ни при чем. Более того, он еще умудряется найти во всей этой суматохе какую-то выгоду.
Например, в пермской гимназии № 1 три года назад был закрыт спортзал. На стенах появился черный грибок, специалисты сказали – может и рухнуть. Департамент образования отреагировал: поручил Елене Шлыковой, которая в то время возглавляла гимназию, оплатить из бюджета школы ПСД (проектно-сметную документацию) – якобы для того, чтобы школу можно было включить в план капремонта.
– Мы заказали ПСД и заплатили за нее около 90 тысяч, – вспоминает бывший директор. – А после того как от меня избавились, в школу приходит глава департамента образования г-жа Гаджиева и говорит: мы добились выделения из бюджета города 500 тысяч рублей на ПДС. Коллеги удивились – ведь документация уже готова! Тогда техзадание было слегка изменено, и департамент все равно заказал ПСД заново, уже за 500 тысяч. Сколько времени прошло, а спортзал так и стоит закрытый. При этом образовательное учреждение признано полностью готовым к учебному году. И в списках школ, где нет спортзалов, гимназия № 1 не значится.
Тут пермские чиновники от образования явно превзошли сами себя. Но и это еще не все. У бюджетных учреждений есть огромный ресурс, о котором как-то не принято говорить. Школы и детские сады, помимо всего прочего, это еще и колоссальные земельные участки. И время от времени они освобождаются. Например, от школы № 5 за Камой уже не осталось даже фундамента. Школа № 15 в Мотовилихе расформирована. У 102-й школы был филиал – здание детского сада на улице Комбайнеров. Сейчас его нет. А земля осталась.
Кто сейчас собственник всего этого богатства? У пермского департамента образования никогда не удавалось получить ответ и на более простые вопросы.
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Валерий Сухих: Для нас большая честь – лично встретиться с настоящими героями: ветеранами СВО, волонтерами, работниками прифронтовых производств
Четверг, 28 ноября, 15.25
Под Екатеринбургом нашли бешенство
Четверг, 28 ноября, 15.04
Дизайн-проект 26-й екатеринбургской библиотеки получил приз зрительских симпатий на конкурсе «Золотой Трезини»
Четверг, 28 ноября, 14.38