Пермских школьников кормят на убой
Прокуратура обнаружила в пищеблоках сотни нарушений, угрожающих здоровью и жизни детей
05.08.2014
Фото www.nakhodka-city.ru
Эхо этого скандала в Перми не затихло до сих пор. В октябре прошлого года более 150 учащихся пермской школы № 40 после обеда в школьной столовой оказались на больничной койке. Для некоторых детей реабилитация затянулась на долгие месяцы. И недавно эта история получила новое скандальное продолжение.
Напомним, тогда, по горячим следам, для анализа ситуации в сфере школьного общепита была создана временная комиссия городской думы. Проблема обсуждалась и на заседаниях межведомственной группы по защите прав детей – в разрезе состояния законности в сфере обеспечения прав несовершеннолетних на здоровье, мер по предупреждению нарушений санитарно-эпидемиологического режима в школах.
После массового отравления детей в школе № 40 дополнительные меры профилактики подобных случаев были приняты всеми ведомствами – Управлением Роспотребнадзора, краевым министерством образования и минздравом.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой Дзержинского района, МАОУ «СОШ № 40» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасных условиях обучения. В результате 3 должностных лица школы привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащий контроль за организацией питания.
Прокуратурой Перми были выявлены нарушения в деятельности должностных лиц департамента образования администрации Перми, обязанных контролировать организацию питания в подведомственных образовательных учреждениях. И здесь тоже должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Дело случая
Однако история на этом не закончилась. Проверки в учебных заведениях края показали: то, что произошло в школе № 40, в принципе, могло случиться где угодно. Потому что контроль за питанием школьников отсутствует практически повсеместно. Более того, кое-где учебные заведения еще и извлекают выгоду из сомнительной эксплуатации собственных пищеблоков. И это не идет на пользу детям.
– Поставщики услуг по организации питания повсеместно допускают нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, – отмечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края Наталья Батуева. – Образовательные организации как заказчики услуг контроль за выполнением договорных отношений, в том числе по качеству питания, осуществляют ненадлежащим образом. Отсутствие контроля за питанием в школах влечет многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, создает непосредственную угрозу здоровью, жизни детей, способствует возникновению массовых отравлений, инфекционных заболеваний, других несчастных случаев.
За 2013-2014 годы прокурорами городов и районов края выявлено свыше 430 нарушений, по результатам проверок внесено более 100 представлений, в суды направлено 8 исков. К административной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства привлечено 60 должностных и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по питанию учащихся.
А нарушения, надо сказать, носят всесторонний характер. К примеру, в ряде школ Березников, Губахи, Краснокамска, Чусового договоры на организацию питания не содержат необходимых условий. В том числе в документах не упоминается обязанность подрядчика обеспечить двухразовое горячее питание, предоставлять питание согласно меню, согласованному руководителем учреждения и надзорным органом. Не указано количество детей, которых нужно накормить, в том числе льготной категории. Отсутствуют даже требования к безопасности и качеству еды.
В Александровске, Добрянке, Губахе, Лысьве, Кизеле, Кунгуре, Кудымкаре и пяти из семи районов Перми в школьном расписании нет перемен, достаточных для того, чтобы дети могли поесть. Прокуроры Свердловского района Перми, а также Добрянки, Кизела, Краснокамска, Чернушки установили, что в ряде учреждений этих территорий не обеспечено двухразовое горячее питание.
– В школах Кунгура, Кудымкара, Краснокамска, Чусового объемно-планировочные решения пищеблоков не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, – отмечает Наталья Батуева. – Расстановка оборудования не исключает встречные потоки сырой и готовой продукции, грязной и чистой посуды, отсутствуют локальные вытяжные системы от источников повышенной влаги, тепла. Кроме того, зафиксирована недостаточность холодильного оборудования.
Отельная история с меню школьников, которое, согласно закону, должно соответствовать определенным требованиям и утверждаться руководителем образовательного учреждения. Здесь нарушения взаимные – и со стороны поставщиков питания, и со стороны директоров школ. Не меньше проблем с контролем за качеством блюд «на выходе». Бракеражные комиссии, которые должны этим заниматься, кое-где полностью отсутствуют. Причем список довольно длинный: снова Кизел, Чайковский, Карагайский район и районы Перми: Дзержинский, Свердловский, Ленинский, Мотовилихинский, Кировский, Орджоникидзевский… Все это тем более странно, что масштабные проверки, напомним, проводились уже после массового отравления детей в пермской школе №40.
Получается, фактически здоровье детей отдано на откуп частному предпринимателю. Он готовит для детей, что считает нужным и как считает нужным – при полном попустительстве со стороны системы образования.
Правда, при возникновении острых ситуаций департамент образования Перми, например, любит поговорить о том, что школы у нас автономны. И в деле об отравлении в 40-й школе чиновники своей вины не признали: школа – самостоятельное юрлицо и сама заключает договоры на оказание услуг. Между тем та же ИП Векшина была замечена в неформальных отношениях с департаментом. И далеко не случайно она частенько выступает единственным участником школьных тендеров. И даже если договор с учебным заведением заключен по всем правилам, дело всегда можно «исправить» с помощью допсоглашений. Что, собственно, Пермское УФАС и обнаружило в школе № 40.
Усушка, утруска…
Но вернемся к прокурорским проверкам. Они показывают: при полной свободе экономить на качестве продуктов околошкольный бизнес еще умудряется недодать детям еду. Физиологические нормы питания не соблюдаются. В Кунгуре, Кудымкаре, Чайковском зафиксировано занижение норм выхода готовых блюд. То же – в Свердловском, Индустриальном, Ленинском, Орджоникидзевском районах Перми. Фактический рацион питания не соответствует примерному меню в образовательных учреждениях Дзержинского, Индустриального, Мотовилихинского, Орджоникидзевского районов Перми.
Мы вовсе не случайно раз за разом перечисляем районы краевого центра. Ведь именно в Перми контроль за качеством питания детей, казалось бы, должен быть максимальным. Ведь здесь не только самый сильный муниципалитет, но и головные офисы всех надзорных ведомств. И, в конце концов, именно в Перми произошел самый свежий и громкий скандал с отравлением полутора сотен детей. Почему именно пермские бизнесмены никого не боятся – это, видимо, вопрос к департаменту образования.
Доходит до смешного. Опять-таки именно в Перми (Ленинский, Мотовилихинский районы) режим работы школьного медперсонала установлен так, что не позволяет осуществлять контроль за организацией питания. В том числе – за качеством приготовления блюд, соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблоков, прохождением обязательных медосмотров.
Аутсорсинг на марше
Неудивительно, что комиссия Пермской городской Думы, изучив по поручению депутатов проблемы школьного общепита, рекомендовала родителям брать контроль за столовыми в свои руки… Это при том, что в ходе расследования ЧП, что называется по горячим следам, сразу же прозвучали скандальные цифры.
В условиях школьного аутсорсинга, согласно докладу Управления Роспотребнадзора, фиксируется высокий уровень нестандартных исследований готовых блюд по показателям безопасности. Удельный вес нестандартных проб готовых блюд по микробиологическим показателям достигает 7,7% при краевом показателе 2%. Это означает, что еда в школьных столовых в 4 раза опаснее, чем в любой другой точке общепита.
Депутаты тогда заговорили о том, что пора бы вернуться к прежней системе организации школьного питания, без привлечения аутсорсеров. Ведь в городе есть десятка полтора детских учреждений, которые кормят детей сами – и прекрасно справляются.
Однако в проекте решения, подготовленном думской комиссией, об отказе от аутсорсинга речь уже не шла. В итоге коммерсанты от общепита остались при своем бизнесе. Впрочем, судя по всему, коммерческие интересы присутствуют с обеих сторон. В том числе они не исключены и на уровне руководства школы. Ведь это она сдает в аренду собственные площади.
Факты несоблюдения Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ГК РФ при распоряжении имуществом образовательных учреждений выявлены в Березниках, Добрянке, Кизеле, Чернушке, Красновишерском районе, отмечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних:
– Имущество образовательных учреждений, в частности помещений пищеблоков, передавалось в аренду без проведения предварительной экспертной оценки последствий аренды имущества, без согласия собственника муниципального имущества. Отдельные нарушения требований Федеральных законов «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предъявляемых к заключению договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении муниципального имущества по результатам проведения торгов или аукциона, выявлены прокурорами Краснокамска, Мотовилихинского, Орджоникидзевского районов Перми.
А тем временем под контролем прокуратуры края продолжается расследование уголовного дела по факту массового отравления в школе № 40. Обвинения предъявлены двум сотрудникам пищеблока. Производство по уголовному делу продлено в связи проведением по делу многочисленных судебных экспертиз.
Индивидуальный предприниматель Векшина, накормившая сальмонеллой 158 детей и педагогов, оштрафована на 30 тысяч рублей. И даже не лишена права участвовать в конкурсах на право обеспечивать питание в учебных заведениях. Чем она, собственно, и занимается.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Наталья Батуева:
– Отсутствие контроля над питанием в школах влечет многочисленные нарушения законодательства, создает непосредственную угрозу здоровью, жизни детей, способствует возникновению массовых отравлений, инфекционных заболеваний, несчастных случаев.
При полной свободе экономить на качестве продуктов околошкольный бизнес еще умудряется недодать детям еду. Физиологические нормы питания не соблюдаются, допускаются факты занижения норм выхода готовых блюд.
Эхо этого скандала в Перми не затихло до сих пор. В октябре прошлого года более 150 учащихся пермской школы № 40 после обеда в школьной столовой оказались на больничной койке. Для некоторых детей реабилитация затянулась на долгие месяцы. И недавно эта история получила новое скандальное продолжение.
Напомним, тогда, по горячим следам, для анализа ситуации в сфере школьного общепита была создана временная комиссия городской думы. Проблема обсуждалась и на заседаниях межведомственной группы по защите прав детей – в разрезе состояния законности в сфере обеспечения прав несовершеннолетних на здоровье, мер по предупреждению нарушений санитарно-эпидемиологического режима в школах.
После массового отравления детей в школе № 40 дополнительные меры профилактики подобных случаев были приняты всеми ведомствами – Управлением Роспотребнадзора, краевым министерством образования и минздравом.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой Дзержинского района, МАОУ «СОШ № 40» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасных условиях обучения. В результате 3 должностных лица школы привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащий контроль за организацией питания.
Прокуратурой Перми были выявлены нарушения в деятельности должностных лиц департамента образования администрации Перми, обязанных контролировать организацию питания в подведомственных образовательных учреждениях. И здесь тоже должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Дело случая
Однако история на этом не закончилась. Проверки в учебных заведениях края показали: то, что произошло в школе № 40, в принципе, могло случиться где угодно. Потому что контроль за питанием школьников отсутствует практически повсеместно. Более того, кое-где учебные заведения еще и извлекают выгоду из сомнительной эксплуатации собственных пищеблоков. И это не идет на пользу детям.
– Поставщики услуг по организации питания повсеместно допускают нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, – отмечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края Наталья Батуева. – Образовательные организации как заказчики услуг контроль за выполнением договорных отношений, в том числе по качеству питания, осуществляют ненадлежащим образом. Отсутствие контроля за питанием в школах влечет многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, создает непосредственную угрозу здоровью, жизни детей, способствует возникновению массовых отравлений, инфекционных заболеваний, других несчастных случаев.
За 2013-2014 годы прокурорами городов и районов края выявлено свыше 430 нарушений, по результатам проверок внесено более 100 представлений, в суды направлено 8 исков. К административной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства привлечено 60 должностных и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по питанию учащихся.
А нарушения, надо сказать, носят всесторонний характер. К примеру, в ряде школ Березников, Губахи, Краснокамска, Чусового договоры на организацию питания не содержат необходимых условий. В том числе в документах не упоминается обязанность подрядчика обеспечить двухразовое горячее питание, предоставлять питание согласно меню, согласованному руководителем учреждения и надзорным органом. Не указано количество детей, которых нужно накормить, в том числе льготной категории. Отсутствуют даже требования к безопасности и качеству еды.
В Александровске, Добрянке, Губахе, Лысьве, Кизеле, Кунгуре, Кудымкаре и пяти из семи районов Перми в школьном расписании нет перемен, достаточных для того, чтобы дети могли поесть. Прокуроры Свердловского района Перми, а также Добрянки, Кизела, Краснокамска, Чернушки установили, что в ряде учреждений этих территорий не обеспечено двухразовое горячее питание.
– В школах Кунгура, Кудымкара, Краснокамска, Чусового объемно-планировочные решения пищеблоков не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, – отмечает Наталья Батуева. – Расстановка оборудования не исключает встречные потоки сырой и готовой продукции, грязной и чистой посуды, отсутствуют локальные вытяжные системы от источников повышенной влаги, тепла. Кроме того, зафиксирована недостаточность холодильного оборудования.
Отельная история с меню школьников, которое, согласно закону, должно соответствовать определенным требованиям и утверждаться руководителем образовательного учреждения. Здесь нарушения взаимные – и со стороны поставщиков питания, и со стороны директоров школ. Не меньше проблем с контролем за качеством блюд «на выходе». Бракеражные комиссии, которые должны этим заниматься, кое-где полностью отсутствуют. Причем список довольно длинный: снова Кизел, Чайковский, Карагайский район и районы Перми: Дзержинский, Свердловский, Ленинский, Мотовилихинский, Кировский, Орджоникидзевский… Все это тем более странно, что масштабные проверки, напомним, проводились уже после массового отравления детей в пермской школе №40.
Получается, фактически здоровье детей отдано на откуп частному предпринимателю. Он готовит для детей, что считает нужным и как считает нужным – при полном попустительстве со стороны системы образования.
Правда, при возникновении острых ситуаций департамент образования Перми, например, любит поговорить о том, что школы у нас автономны. И в деле об отравлении в 40-й школе чиновники своей вины не признали: школа – самостоятельное юрлицо и сама заключает договоры на оказание услуг. Между тем та же ИП Векшина была замечена в неформальных отношениях с департаментом. И далеко не случайно она частенько выступает единственным участником школьных тендеров. И даже если договор с учебным заведением заключен по всем правилам, дело всегда можно «исправить» с помощью допсоглашений. Что, собственно, Пермское УФАС и обнаружило в школе № 40.
Усушка, утруска…
Но вернемся к прокурорским проверкам. Они показывают: при полной свободе экономить на качестве продуктов околошкольный бизнес еще умудряется недодать детям еду. Физиологические нормы питания не соблюдаются. В Кунгуре, Кудымкаре, Чайковском зафиксировано занижение норм выхода готовых блюд. То же – в Свердловском, Индустриальном, Ленинском, Орджоникидзевском районах Перми. Фактический рацион питания не соответствует примерному меню в образовательных учреждениях Дзержинского, Индустриального, Мотовилихинского, Орджоникидзевского районов Перми.
Мы вовсе не случайно раз за разом перечисляем районы краевого центра. Ведь именно в Перми контроль за качеством питания детей, казалось бы, должен быть максимальным. Ведь здесь не только самый сильный муниципалитет, но и головные офисы всех надзорных ведомств. И, в конце концов, именно в Перми произошел самый свежий и громкий скандал с отравлением полутора сотен детей. Почему именно пермские бизнесмены никого не боятся – это, видимо, вопрос к департаменту образования.
Доходит до смешного. Опять-таки именно в Перми (Ленинский, Мотовилихинский районы) режим работы школьного медперсонала установлен так, что не позволяет осуществлять контроль за организацией питания. В том числе – за качеством приготовления блюд, соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблоков, прохождением обязательных медосмотров.
Аутсорсинг на марше
Неудивительно, что комиссия Пермской городской Думы, изучив по поручению депутатов проблемы школьного общепита, рекомендовала родителям брать контроль за столовыми в свои руки… Это при том, что в ходе расследования ЧП, что называется по горячим следам, сразу же прозвучали скандальные цифры.
В условиях школьного аутсорсинга, согласно докладу Управления Роспотребнадзора, фиксируется высокий уровень нестандартных исследований готовых блюд по показателям безопасности. Удельный вес нестандартных проб готовых блюд по микробиологическим показателям достигает 7,7% при краевом показателе 2%. Это означает, что еда в школьных столовых в 4 раза опаснее, чем в любой другой точке общепита.
Депутаты тогда заговорили о том, что пора бы вернуться к прежней системе организации школьного питания, без привлечения аутсорсеров. Ведь в городе есть десятка полтора детских учреждений, которые кормят детей сами – и прекрасно справляются.
Однако в проекте решения, подготовленном думской комиссией, об отказе от аутсорсинга речь уже не шла. В итоге коммерсанты от общепита остались при своем бизнесе. Впрочем, судя по всему, коммерческие интересы присутствуют с обеих сторон. В том числе они не исключены и на уровне руководства школы. Ведь это она сдает в аренду собственные площади.
Факты несоблюдения Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ГК РФ при распоряжении имуществом образовательных учреждений выявлены в Березниках, Добрянке, Кизеле, Чернушке, Красновишерском районе, отмечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних:
– Имущество образовательных учреждений, в частности помещений пищеблоков, передавалось в аренду без проведения предварительной экспертной оценки последствий аренды имущества, без согласия собственника муниципального имущества. Отдельные нарушения требований Федеральных законов «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предъявляемых к заключению договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении муниципального имущества по результатам проведения торгов или аукциона, выявлены прокурорами Краснокамска, Мотовилихинского, Орджоникидзевского районов Перми.
А тем временем под контролем прокуратуры края продолжается расследование уголовного дела по факту массового отравления в школе № 40. Обвинения предъявлены двум сотрудникам пищеблока. Производство по уголовному делу продлено в связи проведением по делу многочисленных судебных экспертиз.
Индивидуальный предприниматель Векшина, накормившая сальмонеллой 158 детей и педагогов, оштрафована на 30 тысяч рублей. И даже не лишена права участвовать в конкурсах на право обеспечивать питание в учебных заведениях. Чем она, собственно, и занимается.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Наталья Батуева:
– Отсутствие контроля над питанием в школах влечет многочисленные нарушения законодательства, создает непосредственную угрозу здоровью, жизни детей, способствует возникновению массовых отравлений, инфекционных заболеваний, несчастных случаев.
При полной свободе экономить на качестве продуктов околошкольный бизнес еще умудряется недодать детям еду. Физиологические нормы питания не соблюдаются, допускаются факты занижения норм выхода готовых блюд.
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07