Казенные дома и участки в Перми уходят за гроши
Депутаты обвинили департамент имущественных отношений в «договорных играх»
29.05.2014
Пленарка Пермской гордумы 27 мая изначально ожидалась спокойной. В преддверии намеченного на 20 июня голосования думцев по кандидатурам на пост сити-менеджера уже достигнуто определенное равновесие, и нарушать его пока никто не стремится. Да и повестка как будто ничего не обещала. Отчеты, поправки, протесты прокурора – одним словом, рутина. И начиналось все чинно-благородно. Но потом дело дошло до отчетов по бюджету и использованию муниципального имущества, провала плана приватизации, четырех с лишним миллиардов недоимки по платежам в бюджет. И депутатов прорвало.
Ежегодный отчет врио главы администрации Перми Дмитрия Самойлова был принят благосклонно. Отчасти потому, что это согласованный с губернатором кандидат в сити-менеджеры. А в большей степени потому, что г-н Самойлов отчитывался за подвиги своего предшественника – в прошлом году он не имел отношения к пермской мэрии. А вот замам, которые работали и в прежнем составе администрации, повезло меньше.
Чудеса приватизации
Бюджетное задание по доходам от приватизации на прошлый год было установлено на уровне 723 миллионов рублей. В прогнозный план приватизации вошли объекты недвижимости, которые город безуспешно пытался продать с 2005 года, и 38 новых объектов. А именно – 24 газопровода, 2 отдельно стоящих здания и 12 встроенных нежилых помещений.
– Поступления в бюджет от реализации имущества составили 594 миллиона рублей, порядка 82 % от плана, – сообщил замглавы администрации Андрей Ярославцев. – Реализовано 103 объекта на сумму 343 миллиона, еще 80,5 миллиона поступило от продажи двух пакетов акций. Средняя стоимость продажи 1 квадратного метра, к сожалению, упала на 23 % по сравнению с 2012 годом. Она составила 11,65 тысячи рублей. Неисполнение задания по приватизации – на 131 миллион рублей.
Чиновник назвал основные причины проблем с продажей имущества. Часть объектов вообще не были предложены к продаже – не удалось закончить работу по формированию земельных участков под отдельно стоящими зданиями, выявлена принадлежность части подвальных помещений к общедомовому имуществу… Кроме того, по результатам аукциона на оценку недвижимого имущества городской департамент имущественных отношений наложил обеспечительные меры в виде запрета на заключение муниципального контракта по 52 объектам, в том числе 22 газопроводам. Понятно, депутаты не пришли в восторг от таких откровений.
– Согласно заключению КСП, бюджет недополучил от приватизации солидную сумму, – напомнила депутат Ирина Горбунова. – Тогда чем объяснить, что начальная цена по отдельно стоящим объектам была снижена аж на 60 %? Может, мы изначально неправильно планируем цены, на которые никто не соглашается? Или нужно отказаться от практики продажи городского имущества посредством публичного предложения цены?
Как пояснили чиновники, все дело в ситуации на рынке. Сначала объект выставляется на продажу по рыночной стоимости, потом ее приходится снижать. В результате запускается процедура выставления на продажу без объявления цены, которая и выявляет объективную рыночную стоимость имущества. Конечно, можно отказаться от продажи таких объектов и попытаться продать их дороже, но позже. Но при этом нужно иметь в виду, что муниципалитет будет и дальше нести расходы на содержание и охрану этих объектов. Да и вообще – объекты плохие, неудобно расположенные, не в лучшем состоянии…
Правда, тут сразу возникает вопрос: если город несет расходы по содержанию ненужных ему объектов, почему они к моменту продажи оказываются в плохом состоянии? И почему в таком случае мэрия не провела предпродажную подготовку, на которую были заложены средства? Словом, вопросов было много. В том числе и риторических.
– Какое может быть исполнение плана приватизации, если средняя цена квадратного метра по отдельно стоящим зданиям составила 4 тысячи рублей? – поинтересовался депутат Дмитрий Малютин. – Вы считаете, это выгодные для города операции? Если рынок недвижимости до такой степени упал, может, и не надо продавать? Давайте вместо этого для пополнения бюджета сконцентрируемся на взыскании недоимки. А то мы на 300 миллионов напродавали за год и 300 миллионов потеряли в виде недоимки. И почему все же не выполнили предпродажную подготовку – боялись продать?
Представитель КПРФ депутат Солодников и вовсе вышел на уровень исторических обобщений:
– Андрей Геннадьевич, у нас на дворе 2014 год, а не 1992-й. Это когда в страну хлынули американские эксперты по уничтожению госсобственности, то есть так называемой приватизации, когда большие чиновники за маленькие деньги продавали целые предприятия. В Москве сейчас наложен запрет на приватизацию, а мы продолжаем задешево продавать то, что в будущем, при должном финансировании, могло бы приносить городу прибыль от аренды или хозяйственной деятельности. Это что, недальновидность администрации или работа в целях обогащения отдельных лиц?
Мэрия отбивалась вполне грамотно: при составлении плана приватизации анализируется возможность альтернативного использования имущества. Но бывает, что восстанавливать самим объекты получается слишком дорого. Ну нет у города таких денег!
Депутат Бурдин поинтересовался, когда город перейдет к электронной версии торгов:
– Те, кто знает ситуацию в ДИО, прекрасно понимают, что там имеют место так называемые «договорные матчи». Электронные торги полностью исключают возможность сговора при проведении муниципальных торгов. А практику проведения торгов без объявления цены нужно полностью сворачивать. Должна же быть хоть какая-то экономическая целесообразность! Яркий пример ее отсутствия – «КИП» на Ольховской. Там 6 тысяч квадратных метров, 2 гектара земли. При начальной стоимости в 25 миллионов объект без объявления цены спустили за 6. Там земля дороже стоит!
Как заверил замглавы администрации, он разделяет беспокойство депутатов. А потом вдруг почему-то перешел к каким-то недобросовестным предпринимателям, хотя изначально речь шла о чиновниках. Можно подумать, бизнес сам себе по бросовым ценам продает казенное имущество, минуя ДИО.
«…И недоимку дарю!»
Отчитываясь об исполнении бюджета, замглавы администрации Виктор Агеев остановился на явных достижениях – бездефицитности, выполнении плана по доходам, исполнении президентских указов по части расселения ветхого жилья и ввода детских садов, стабильности муниципальных финансов в непростой экономической ситуации. Но депутаты уже, что называется, завелись. И выступление председателя КСП Марии Батуевой только подлило масла в огонь:
– Суммарный объем нарушений в 2013 году оценивается в 552,4 миллиона рублей. В том числе имеются нарушения учета муниципального имущества на сумму 189 миллионов. Они связаны с отсутствием объектов в реестре муниципальной собственности, что повлекло занижение общей стоимости имущества. Неэффективные расходы на сумму около 42 миллионов сложились в основном за счет длительного отвлечения средств в дебиторскую задолженность. За счет непредъявленных штрафных санкций за нарушение условий договоров бюджет недополучил 20 миллионов. Безрезультатные расходы составили 14 миллионов – это оплата услуг подрядчиков при отсутствии положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации.
Ну и там по мелочи еще набежало. 2 миллиона ушло на оплату расходов, не предусмотренных сметами, 4 – подрядчикам за исполнение работ, которые входят в должностные обязанности чиновников. То есть они должны были выполнять их сами, за зарплату.
Но главным предметом дискуссии стала задолженность по налоговым и неналоговым доходам в бюджет. За год недоимка подросла на 3,5 % и к 1 января 2014 года достигла 4 миллиардов. Врио главы администрации Дмитрий Самойлов отметил – вполне справедливо, – что это не его заслуга. И предложил вернуться к разговору попозже:
– Давайте я сосредоточусь на имуществе, когда буду выступать перед вами в июне (в качестве кандидата на пост сити-менеджера. – Ред.). Эта недоимка накапливалась на протяжении длительного времени с учетом пени. Сегодня мы сосредоточились на взыскании недоимки в области земельных отношений, следующий этап – транспортный налог и так далее.
Однако надо учитывать, что старые долги имеют свойство превращаться в безнадежные. Только за прошлый год объем списанной задолженности составил 276 миллионов рублей.
– Задолженность списывается, когда все средства и возможности ее взыскания исчерпаны, – прокомментировал Виктор Агеев. – Другое дело, что нужно проанализировать, насколько своевременно принимаются меры, все ли необходимое сделано.
Странные вещи творятся в городе, заметил депутат Аркадий Кац: задолженность по транспортному налогу приближается к сумме годовых начислений. По неналоговым платежам картина тоже выразительная. В Перми имеется программа снижения задолженности по этим платежам, согласно которой на 1 января текущего года недоимка должна была составлять 600 миллионов. А по факту – 1,8 миллиарда:
– Убежден, что тут нет системных, общеэкономических проблем. Это конкретные вопросы, требующие конкретного администрирования. В отчете КСП на 11-й странице в перечне должников по арендной плате за землю мы видим некое ООО, у которого сумма задолженности 359 миллионов! С этим надо разбираться. Ведь есть же понятные, работающие процедуры!
На ход ноги
Ну и уже вразнобой думцы заговорили о наболевшем. Например, о том, что протяженность дорог, подлежащих ремонту, по сравнению с 2012 годом снизилась в 3,7 раза. А стоимость квадратного метра капремонта автодороги почему-то выросла вдвое. И это еще не предел. К примеру, дорога на городскую свалку обошлась в 1 миллион 92 тысячи за квадратный метр при установленном нормативе в 908 миллионов.
Или о том, что на обустройство эспланады в пошлом году подрядчику перечислено 97 миллионов рублей аванса, а работ выполнено менее чем на 4 миллиона. И про то, что по двум городским объектам с 2006 года отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию. Это мостовой переход через Егошиху на 244 миллиона и трамвайные пути на улице Мира – еще 148 миллиона. По оценке КСП, оба объекта не могут использоваться на законных основаниях. Почему они не вводятся в строй?
Чиновники отбивались уже вяло. Рассказывали, что дорога дороге рознь, что подрядчик работ на эспланаде закупал очень дорогие материалы. По Егошихе из-за затяжного строительства образовалась пересортица работ, подрядчики много раз менялись, и с последним из них мэрия как раз находится в судах.
Нашлось объяснение и по скандальным трамвайным путям на Мира – это те, где во время капремонта старые рельсы были заменены еще более старыми. Оказывается, из-за того безобразия возник затяжной процесс. Из-за него, в свою очередь, город не может инвентаризировать объект и вывести его из списка незавершенных.
С рельсами все хорошо, заверили представители мэрии. Просто по ним затраты не списаны. И пообещали завершить восьмилетние судебные тяжбы в кратчайшие сроки. Никто им, естественно, не поверил. Но все равно покивали – видимо, чтобы прекратить бесполезный разговор.
Ежегодный отчет врио главы администрации Перми Дмитрия Самойлова был принят благосклонно. Отчасти потому, что это согласованный с губернатором кандидат в сити-менеджеры. А в большей степени потому, что г-н Самойлов отчитывался за подвиги своего предшественника – в прошлом году он не имел отношения к пермской мэрии. А вот замам, которые работали и в прежнем составе администрации, повезло меньше.
Чудеса приватизации
Бюджетное задание по доходам от приватизации на прошлый год было установлено на уровне 723 миллионов рублей. В прогнозный план приватизации вошли объекты недвижимости, которые город безуспешно пытался продать с 2005 года, и 38 новых объектов. А именно – 24 газопровода, 2 отдельно стоящих здания и 12 встроенных нежилых помещений.
– Поступления в бюджет от реализации имущества составили 594 миллиона рублей, порядка 82 % от плана, – сообщил замглавы администрации Андрей Ярославцев. – Реализовано 103 объекта на сумму 343 миллиона, еще 80,5 миллиона поступило от продажи двух пакетов акций. Средняя стоимость продажи 1 квадратного метра, к сожалению, упала на 23 % по сравнению с 2012 годом. Она составила 11,65 тысячи рублей. Неисполнение задания по приватизации – на 131 миллион рублей.
Чиновник назвал основные причины проблем с продажей имущества. Часть объектов вообще не были предложены к продаже – не удалось закончить работу по формированию земельных участков под отдельно стоящими зданиями, выявлена принадлежность части подвальных помещений к общедомовому имуществу… Кроме того, по результатам аукциона на оценку недвижимого имущества городской департамент имущественных отношений наложил обеспечительные меры в виде запрета на заключение муниципального контракта по 52 объектам, в том числе 22 газопроводам. Понятно, депутаты не пришли в восторг от таких откровений.
– Согласно заключению КСП, бюджет недополучил от приватизации солидную сумму, – напомнила депутат Ирина Горбунова. – Тогда чем объяснить, что начальная цена по отдельно стоящим объектам была снижена аж на 60 %? Может, мы изначально неправильно планируем цены, на которые никто не соглашается? Или нужно отказаться от практики продажи городского имущества посредством публичного предложения цены?
Как пояснили чиновники, все дело в ситуации на рынке. Сначала объект выставляется на продажу по рыночной стоимости, потом ее приходится снижать. В результате запускается процедура выставления на продажу без объявления цены, которая и выявляет объективную рыночную стоимость имущества. Конечно, можно отказаться от продажи таких объектов и попытаться продать их дороже, но позже. Но при этом нужно иметь в виду, что муниципалитет будет и дальше нести расходы на содержание и охрану этих объектов. Да и вообще – объекты плохие, неудобно расположенные, не в лучшем состоянии…
Правда, тут сразу возникает вопрос: если город несет расходы по содержанию ненужных ему объектов, почему они к моменту продажи оказываются в плохом состоянии? И почему в таком случае мэрия не провела предпродажную подготовку, на которую были заложены средства? Словом, вопросов было много. В том числе и риторических.
– Какое может быть исполнение плана приватизации, если средняя цена квадратного метра по отдельно стоящим зданиям составила 4 тысячи рублей? – поинтересовался депутат Дмитрий Малютин. – Вы считаете, это выгодные для города операции? Если рынок недвижимости до такой степени упал, может, и не надо продавать? Давайте вместо этого для пополнения бюджета сконцентрируемся на взыскании недоимки. А то мы на 300 миллионов напродавали за год и 300 миллионов потеряли в виде недоимки. И почему все же не выполнили предпродажную подготовку – боялись продать?
Представитель КПРФ депутат Солодников и вовсе вышел на уровень исторических обобщений:
– Андрей Геннадьевич, у нас на дворе 2014 год, а не 1992-й. Это когда в страну хлынули американские эксперты по уничтожению госсобственности, то есть так называемой приватизации, когда большие чиновники за маленькие деньги продавали целые предприятия. В Москве сейчас наложен запрет на приватизацию, а мы продолжаем задешево продавать то, что в будущем, при должном финансировании, могло бы приносить городу прибыль от аренды или хозяйственной деятельности. Это что, недальновидность администрации или работа в целях обогащения отдельных лиц?
Мэрия отбивалась вполне грамотно: при составлении плана приватизации анализируется возможность альтернативного использования имущества. Но бывает, что восстанавливать самим объекты получается слишком дорого. Ну нет у города таких денег!
Депутат Бурдин поинтересовался, когда город перейдет к электронной версии торгов:
– Те, кто знает ситуацию в ДИО, прекрасно понимают, что там имеют место так называемые «договорные матчи». Электронные торги полностью исключают возможность сговора при проведении муниципальных торгов. А практику проведения торгов без объявления цены нужно полностью сворачивать. Должна же быть хоть какая-то экономическая целесообразность! Яркий пример ее отсутствия – «КИП» на Ольховской. Там 6 тысяч квадратных метров, 2 гектара земли. При начальной стоимости в 25 миллионов объект без объявления цены спустили за 6. Там земля дороже стоит!
Как заверил замглавы администрации, он разделяет беспокойство депутатов. А потом вдруг почему-то перешел к каким-то недобросовестным предпринимателям, хотя изначально речь шла о чиновниках. Можно подумать, бизнес сам себе по бросовым ценам продает казенное имущество, минуя ДИО.
«…И недоимку дарю!»
Отчитываясь об исполнении бюджета, замглавы администрации Виктор Агеев остановился на явных достижениях – бездефицитности, выполнении плана по доходам, исполнении президентских указов по части расселения ветхого жилья и ввода детских садов, стабильности муниципальных финансов в непростой экономической ситуации. Но депутаты уже, что называется, завелись. И выступление председателя КСП Марии Батуевой только подлило масла в огонь:
– Суммарный объем нарушений в 2013 году оценивается в 552,4 миллиона рублей. В том числе имеются нарушения учета муниципального имущества на сумму 189 миллионов. Они связаны с отсутствием объектов в реестре муниципальной собственности, что повлекло занижение общей стоимости имущества. Неэффективные расходы на сумму около 42 миллионов сложились в основном за счет длительного отвлечения средств в дебиторскую задолженность. За счет непредъявленных штрафных санкций за нарушение условий договоров бюджет недополучил 20 миллионов. Безрезультатные расходы составили 14 миллионов – это оплата услуг подрядчиков при отсутствии положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации.
Ну и там по мелочи еще набежало. 2 миллиона ушло на оплату расходов, не предусмотренных сметами, 4 – подрядчикам за исполнение работ, которые входят в должностные обязанности чиновников. То есть они должны были выполнять их сами, за зарплату.
Но главным предметом дискуссии стала задолженность по налоговым и неналоговым доходам в бюджет. За год недоимка подросла на 3,5 % и к 1 января 2014 года достигла 4 миллиардов. Врио главы администрации Дмитрий Самойлов отметил – вполне справедливо, – что это не его заслуга. И предложил вернуться к разговору попозже:
– Давайте я сосредоточусь на имуществе, когда буду выступать перед вами в июне (в качестве кандидата на пост сити-менеджера. – Ред.). Эта недоимка накапливалась на протяжении длительного времени с учетом пени. Сегодня мы сосредоточились на взыскании недоимки в области земельных отношений, следующий этап – транспортный налог и так далее.
Однако надо учитывать, что старые долги имеют свойство превращаться в безнадежные. Только за прошлый год объем списанной задолженности составил 276 миллионов рублей.
– Задолженность списывается, когда все средства и возможности ее взыскания исчерпаны, – прокомментировал Виктор Агеев. – Другое дело, что нужно проанализировать, насколько своевременно принимаются меры, все ли необходимое сделано.
Странные вещи творятся в городе, заметил депутат Аркадий Кац: задолженность по транспортному налогу приближается к сумме годовых начислений. По неналоговым платежам картина тоже выразительная. В Перми имеется программа снижения задолженности по этим платежам, согласно которой на 1 января текущего года недоимка должна была составлять 600 миллионов. А по факту – 1,8 миллиарда:
– Убежден, что тут нет системных, общеэкономических проблем. Это конкретные вопросы, требующие конкретного администрирования. В отчете КСП на 11-й странице в перечне должников по арендной плате за землю мы видим некое ООО, у которого сумма задолженности 359 миллионов! С этим надо разбираться. Ведь есть же понятные, работающие процедуры!
На ход ноги
Ну и уже вразнобой думцы заговорили о наболевшем. Например, о том, что протяженность дорог, подлежащих ремонту, по сравнению с 2012 годом снизилась в 3,7 раза. А стоимость квадратного метра капремонта автодороги почему-то выросла вдвое. И это еще не предел. К примеру, дорога на городскую свалку обошлась в 1 миллион 92 тысячи за квадратный метр при установленном нормативе в 908 миллионов.
Или о том, что на обустройство эспланады в пошлом году подрядчику перечислено 97 миллионов рублей аванса, а работ выполнено менее чем на 4 миллиона. И про то, что по двум городским объектам с 2006 года отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию. Это мостовой переход через Егошиху на 244 миллиона и трамвайные пути на улице Мира – еще 148 миллиона. По оценке КСП, оба объекта не могут использоваться на законных основаниях. Почему они не вводятся в строй?
Чиновники отбивались уже вяло. Рассказывали, что дорога дороге рознь, что подрядчик работ на эспланаде закупал очень дорогие материалы. По Егошихе из-за затяжного строительства образовалась пересортица работ, подрядчики много раз менялись, и с последним из них мэрия как раз находится в судах.
Нашлось объяснение и по скандальным трамвайным путям на Мира – это те, где во время капремонта старые рельсы были заменены еще более старыми. Оказывается, из-за того безобразия возник затяжной процесс. Из-за него, в свою очередь, город не может инвентаризировать объект и вывести его из списка незавершенных.
С рельсами все хорошо, заверили представители мэрии. Просто по ним затраты не списаны. И пообещали завершить восьмилетние судебные тяжбы в кратчайшие сроки. Никто им, естественно, не поверил. Но все равно покивали – видимо, чтобы прекратить бесполезный разговор.
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
За ремонт разбитой в Богдановиче иномарки расплатилось казённое учреждение
Вторник, 26 ноября, 21.13
Свердловскую пригородную компанию штрафанули за холод в вагонах
Вторник, 26 ноября, 20.46
Онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» стартовала в России
Вторник, 26 ноября, 20.16