«Чистенько, но бедненько». В пермских поликлиниках нет очередей, нормальных туалетов и возможности срочно попасть к врачу
Выводы общественников после посещения жирно финансируемых медучреждений
29.03.2013
Члены Пермской гражданской палаты 28 марта провели рейд по поликлиникам города. Исследовав двадцать девять медучреждений, наблюдатели пришли к неоднозначным выводам. Очередей в поликлиниках нет, но попасть к врачу сложнее, чем год назад. На стенах везде информационные щиты, но в туалетах нет мыла, полотенец и бумаги. Обязательное ношение бахил ввели везде, но дают их только за деньги. О своеобразии пермской поликлинической помощи, которая отсекает всех, кто имеет работу и деньги, – в материале «Вечерних Ведомостей».
Богадельня без горячей воды, или «Туалетная» статистика
Главное изумление вызвали оценки, которые наблюдатели выставили пермским поликлиникам: «хорошо» и «удовлетворительно». Несвежим зданиям с обшарпанными коридорами, с грязными туалетами и лавками стиля «одна на миллион» ничем и никому не обязанные наблюдатели поставили приличные оценки! Феномен общественников, да и всего российского народа, взялся объяснить Игорь Аверкиев, президент Пермской гражданской палаты.
– Люди считают, что если это государственное учреждение, то это должна быть богадельня. У людей очень заниженные требования к облику социального учреждения. Даже у наблюдателей. Состояние «чистенько, но бедненько» считается нормальным, – отметил Аверкиев.
После этого выводы гражданского контроля о высоком проценте «хорошо убранной» территории поликлиник, конечно, воспринимались с некоторым недоверием. Зато реальной выглядит «туалетная» статистика.
В 75 процентах обследованных поликлиник туалеты не разделены на женский и мужской. Почти во всех (84 процента) туалетах нет бумаги, мыла, полотенец, сушилок, зеркал. В половине – нет горячей воды. Что касается доступности, то для инвалидов приспособлены только две поликлиники. То есть любой туалет любой поликлиники является рассадником заразы и антисанитарии, опасным не только для болеющего, но и для здорового организма.
В администрации объясняют ситуацию очень просто и по-бытовому правильно: мол, все воруют, но никаких решений не предлагают. Мало того, у руководителей органов здравоохранения и заведующих больницами вообще нет формальных оснований для повышения комфорта. У них нет стандарта комфортности, регламента оказания услуг. Даже в тюрьмах есть регламенты, что должно быть и чего не должно. А в поликлиниках нет.
В переводе на человеческий язык это значит, что раз нет обязанности, то и не делают. Когда всем медучреждениям вменили в обязанность сделать пандусы – они сделали. И сейчас, согласно все тому же исследованию гражданских активистов, 75 процентов поликлиник с въездами для инвалидов. Правда, на исполнение этих работ понадобилось меньше трех лет.
Маленький, но приятный бизнес на бахилах
Зато с распоряжением об обязательности ношения медицинских бахил справились быстрее. Причина проста – в любой больнице или поликлинике Перми этим нехитрым, но важным предметом торгуют по 5 рублей за штуку (в роддомах и автоматах дороже). Бизнес оказался настолько бесхитростным и выгодным, что остановить его не могут никакие судебные решения. Выгоден, потому что пара бахил при покупке оптом обходится примерно 90 копеек с доставкой, а продается минимум за 5 рублей. А бесхитростен, потому что бесплатной защиты для обуви никогда нет, а без защиты к врачу тебя могут не пустить, а врач откажется принимать. Препятствовать же этому бизнесу невозможно из-за отсутствия административных рычагов. По большому счету, граждан никто не заставляет платить по пять рублей за два маленьких полиэтиленовых мешка. Но в этом случае и визит в больницу ставится под сомнение.
С годами же этот маленький, но «приятный» околомедицинский бизнес становится клиентоориентированным в полном соответствии с законами рынка. В настоящее время в половине поликлиник Перми бахилы продают через автоматы, не привлекая бабулю в регистратуре. В больничном сервисе, хоть и противозаконном, это, конечно, плюс.
Прояви силу характера – доберись до доктора
Впрочем, чтобы оценить убранство пермской поликлиники, пациенту еще надо туда попасть. А это сделать очень сложно. Внедренная пару лет назад «Единая система записи на прием к врачу» настолько современна, что попасть через нее на прием можно только в 60 процентах случаев, причем, скорее всего, через неделю.
В теории данная система идеальна в проблеме усовершенствования процедуры регистрации. На специализированном интернет-портале k-vrachu пациент видит всех нужных специалистов во всех поликлиниках, выбирая удобные для себя день и время. В случае с прямой телефонной линией всю необходимую информацию озвучивает оператор. На практике, как выяснили наблюдатели гражданской палаты, все обстоит не так радужно. При обращении горожан в диспетчерскую службу по телефону вероятность соединения не превышает 20 процентов. Примерно с такой же вероятностью (17 процентов) возникают технические сбои на портале. Кроме того, в одиннадцати случаях из ста нужный врач отсутствует в поликлинике. В результате пациенту все равно нужно идти в поликлинику лично, чтобы сначала сходить к терапевту либо по причине неисправностей в электронном расписании. И даже если нуждающийся в медпомощи гражданин успешно преодолеет все эти препоны, в приемной он окажется примерно дней через 10 (с вероятностью в 50 процентов). Но зато в пермских поликлиниках теперь нет очередей.
Таким образом, «Единая система записи на приём к врачу», ликвидировав очереди, фактически ввела иные барьеры на пути пациента к врачу. Условно говоря, очереди стали скапливаться в виртуальном пространстве, что, наверное, лучше, но стоять в них теперь приходится уже не часы, как раньше, а дни.
И еще один момент. Ни один врач или заведующий в Перми не смог внятно сказать, как попасть к бесплатному врачу срочно, кроме как на скорой.
В пользу бедных
После рейда гражданские делегаты пришли к неутешительным выводам. Став главными получателями денег от бюджета в результате внедрения системы одноканального финансирования, ни поликлиники, ни чиновники положение дел в краевом здравоохранении менять к лучшему не спешат. Врачей не становится больше, качество медицинских услуг выше, а туалеты чище. Наоборот, обычная муниципальная поликлиника воспринимается теперь по своему реальному состоянию: «богадельня», помощь для бедных. Та самая «Единая система записи на приём к врачу», с её техническими и временными барьерами, стала «эффективным механизмом» ограничения доступа к госпомощи для людей занятых и обеспеченных. Специфические барьеры, создаваемые электронной регистратурой, воспринимаются многими как «плата за бедность», что вряд ли можно считать нормальным.
С этим же связана проблема регламентов. За семь лет административной и медицинской реформы ни для одной поликлиники Пермского края не создано административного стандарта предоставляемых услуг.
Согласно принятому в Прикамье закону о гражданском контроле, акция Пермской гражданской палаты не должна остаться пустышкой. Результаты и выводы проверки будут отданы чиновникам, которые в свою очередь должны будут сформулировать предложения по устранению недостатков. На ответ гражданской палате отводится только месяц.
Тем временем наблюдатели полагают, что одной акции гражданского контроля для чиновников из минздрава, скорее всего, недостаточно. Не исключено, что общественники еще не раз наведаются в пермские больницы, где они снова встретятся с здравоохранением наяву, а не в показателях на бумаге.
Богадельня без горячей воды, или «Туалетная» статистика
Главное изумление вызвали оценки, которые наблюдатели выставили пермским поликлиникам: «хорошо» и «удовлетворительно». Несвежим зданиям с обшарпанными коридорами, с грязными туалетами и лавками стиля «одна на миллион» ничем и никому не обязанные наблюдатели поставили приличные оценки! Феномен общественников, да и всего российского народа, взялся объяснить Игорь Аверкиев, президент Пермской гражданской палаты.
– Люди считают, что если это государственное учреждение, то это должна быть богадельня. У людей очень заниженные требования к облику социального учреждения. Даже у наблюдателей. Состояние «чистенько, но бедненько» считается нормальным, – отметил Аверкиев.
После этого выводы гражданского контроля о высоком проценте «хорошо убранной» территории поликлиник, конечно, воспринимались с некоторым недоверием. Зато реальной выглядит «туалетная» статистика.
В 75 процентах обследованных поликлиник туалеты не разделены на женский и мужской. Почти во всех (84 процента) туалетах нет бумаги, мыла, полотенец, сушилок, зеркал. В половине – нет горячей воды. Что касается доступности, то для инвалидов приспособлены только две поликлиники. То есть любой туалет любой поликлиники является рассадником заразы и антисанитарии, опасным не только для болеющего, но и для здорового организма.
В администрации объясняют ситуацию очень просто и по-бытовому правильно: мол, все воруют, но никаких решений не предлагают. Мало того, у руководителей органов здравоохранения и заведующих больницами вообще нет формальных оснований для повышения комфорта. У них нет стандарта комфортности, регламента оказания услуг. Даже в тюрьмах есть регламенты, что должно быть и чего не должно. А в поликлиниках нет.
В переводе на человеческий язык это значит, что раз нет обязанности, то и не делают. Когда всем медучреждениям вменили в обязанность сделать пандусы – они сделали. И сейчас, согласно все тому же исследованию гражданских активистов, 75 процентов поликлиник с въездами для инвалидов. Правда, на исполнение этих работ понадобилось меньше трех лет.
Маленький, но приятный бизнес на бахилах
Зато с распоряжением об обязательности ношения медицинских бахил справились быстрее. Причина проста – в любой больнице или поликлинике Перми этим нехитрым, но важным предметом торгуют по 5 рублей за штуку (в роддомах и автоматах дороже). Бизнес оказался настолько бесхитростным и выгодным, что остановить его не могут никакие судебные решения. Выгоден, потому что пара бахил при покупке оптом обходится примерно 90 копеек с доставкой, а продается минимум за 5 рублей. А бесхитростен, потому что бесплатной защиты для обуви никогда нет, а без защиты к врачу тебя могут не пустить, а врач откажется принимать. Препятствовать же этому бизнесу невозможно из-за отсутствия административных рычагов. По большому счету, граждан никто не заставляет платить по пять рублей за два маленьких полиэтиленовых мешка. Но в этом случае и визит в больницу ставится под сомнение.
С годами же этот маленький, но «приятный» околомедицинский бизнес становится клиентоориентированным в полном соответствии с законами рынка. В настоящее время в половине поликлиник Перми бахилы продают через автоматы, не привлекая бабулю в регистратуре. В больничном сервисе, хоть и противозаконном, это, конечно, плюс.
Прояви силу характера – доберись до доктора
Впрочем, чтобы оценить убранство пермской поликлиники, пациенту еще надо туда попасть. А это сделать очень сложно. Внедренная пару лет назад «Единая система записи на прием к врачу» настолько современна, что попасть через нее на прием можно только в 60 процентах случаев, причем, скорее всего, через неделю.
В теории данная система идеальна в проблеме усовершенствования процедуры регистрации. На специализированном интернет-портале k-vrachu пациент видит всех нужных специалистов во всех поликлиниках, выбирая удобные для себя день и время. В случае с прямой телефонной линией всю необходимую информацию озвучивает оператор. На практике, как выяснили наблюдатели гражданской палаты, все обстоит не так радужно. При обращении горожан в диспетчерскую службу по телефону вероятность соединения не превышает 20 процентов. Примерно с такой же вероятностью (17 процентов) возникают технические сбои на портале. Кроме того, в одиннадцати случаях из ста нужный врач отсутствует в поликлинике. В результате пациенту все равно нужно идти в поликлинику лично, чтобы сначала сходить к терапевту либо по причине неисправностей в электронном расписании. И даже если нуждающийся в медпомощи гражданин успешно преодолеет все эти препоны, в приемной он окажется примерно дней через 10 (с вероятностью в 50 процентов). Но зато в пермских поликлиниках теперь нет очередей.
Таким образом, «Единая система записи на приём к врачу», ликвидировав очереди, фактически ввела иные барьеры на пути пациента к врачу. Условно говоря, очереди стали скапливаться в виртуальном пространстве, что, наверное, лучше, но стоять в них теперь приходится уже не часы, как раньше, а дни.
И еще один момент. Ни один врач или заведующий в Перми не смог внятно сказать, как попасть к бесплатному врачу срочно, кроме как на скорой.
В пользу бедных
После рейда гражданские делегаты пришли к неутешительным выводам. Став главными получателями денег от бюджета в результате внедрения системы одноканального финансирования, ни поликлиники, ни чиновники положение дел в краевом здравоохранении менять к лучшему не спешат. Врачей не становится больше, качество медицинских услуг выше, а туалеты чище. Наоборот, обычная муниципальная поликлиника воспринимается теперь по своему реальному состоянию: «богадельня», помощь для бедных. Та самая «Единая система записи на приём к врачу», с её техническими и временными барьерами, стала «эффективным механизмом» ограничения доступа к госпомощи для людей занятых и обеспеченных. Специфические барьеры, создаваемые электронной регистратурой, воспринимаются многими как «плата за бедность», что вряд ли можно считать нормальным.
С этим же связана проблема регламентов. За семь лет административной и медицинской реформы ни для одной поликлиники Пермского края не создано административного стандарта предоставляемых услуг.
Согласно принятому в Прикамье закону о гражданском контроле, акция Пермской гражданской палаты не должна остаться пустышкой. Результаты и выводы проверки будут отданы чиновникам, которые в свою очередь должны будут сформулировать предложения по устранению недостатков. На ответ гражданской палате отводится только месяц.
Тем временем наблюдатели полагают, что одной акции гражданского контроля для чиновников из минздрава, скорее всего, недостаточно. Не исключено, что общественники еще не раз наведаются в пермские больницы, где они снова встретятся с здравоохранением наяву, а не в показателях на бумаге.
Вадим Франц © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
За ремонт разбитой в Богдановиче иномарки расплатилось казённое учреждение
Вторник, 26 ноября, 21.13
Свердловскую пригородную компанию штрафанули за холод в вагонах
Вторник, 26 ноября, 20.46
Онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» стартовала в России
Вторник, 26 ноября, 20.16