В Перми назревает «песчаная буря»: на фестивале «Белые ночи» разгорелся религиозный скандал
Скульптор, изобразивший Христа, может быть обвинен в экстремизме
12.07.2012
12 июля в Перми состоялась акция протеста против очередного арт-объекта в центре города. Она прошла в форме одиночного стояния непосредственно возле спорного художественного произведения, в парке песчаных скульптур на городской эспланаде. Сам объект представляет собою вариацию на тему Нагорной проповеди и анфас выглядит как скульптура сидящего Христа. Все нюансы – с тыла. За спиной Иисус прячет третью руку, которой и показывает кукиш толпящимся возле пьедестала песчаным овцам.
Напомним, что в течение последнего месяца в Перми проходил широко разрекламированный фестиваль «Белые ночи». Он включал десятки шоу, перформансов, уличных спектаклей и прочих отдельных проектов. Одним из таких проектов и стал парк песчаных скульптур. Для участия в масштабном творческом мероприятии, помимо местных скульпторов, собрались художники из разных городов. Финансировалось все это творчество из краевого бюджета – из расчета 20 тысяч рублей за произведение. А приезжие авторы, кроме того, получали еще и бесплатный стол и кров. Впрочем, подложил «мину замедленного действия» под весь проект как раз местный автор.
Казалось бы, спор о том, имеет ли художник право на самовыражение, давно решен. Однако особые обстоятельства вынудили пермяков вернуться к нему. Уже два года представители современного искусства не вылезают из города, наводняя улицы красными деревянными человечками, кирпичными яблоками и навозными жуками из автомобильных покрышек. Не то чтобы кто-то был против. Скорее пермяки сопротивлялись попыткам внушить им, что все это – художественные произведения, вполне достойные оплаты из краевого бюджета.
Это изображение в последние дни бьет рекорды по количеству просмотров и пересылок
Попытки эти успеха не имели, и значительная часть горожан осталась при своем: самовыражаться художникам можно, но не в общественных местах. И, разумеется, за свой счет.
Словом, новаторский образ «Иисуса с кукишем» упал на благодатную почву застарелого социокультурного конфликта. Скульптура вызвала возмущение верующих – первыми на нее обратили внимание представители объединения православной молодежи. Затем к теме быстро подключились активисты гражданского общества. Представителей СМИ особо заинтересовал вопрос о финансировании скандального арт-объекта и согласовании проекта с организаторами фестиваля. Правоохранительные органы Перми решают вопрос о возбуждении уголовного дела по факту религиозного экстремизма.
Как удалось выяснить, бюджетные деньги действительно были, и распределялись они через союз архитекторов. Поэтому естественно предположить, что художники должны были представить в эту организацию эскизы будущих шедевров. Но тут организаторы фестиваля сильно путаются в показаниях. Кто-то видел эти эскизы, кто-то считает, что их и вовсе не было.
Ясность внес автор скандального произведения Всеволод Аверкиев:
– В эскизах фиги не было – была другая концепция…
Надо полагать, художник вряд ли получил бы одобрение, представь он на суд коллег то, что сегодня можно наблюдать в центре города.
– Вся русская культура построена на православии, – напоминает протоиерей отец Игорь Ануфриев, проректор Пермской духовной семинарии. – Так что речь идет об оскорблении чувств не только верующих, но и всех людей. То, что произошло в Перми, – вопиющий факт нашей действительности.
Так выглядит скандальное произведение анфас
Сам скульптор излагает свою концепцию и вообще особенности взаимоотношений с миром путано, но интересно: «Я не согласен с критикой этой работы. Оплачено из бюджета – ну и что? Это не протест против христианства. Что мне христианство – оно мне до лампочки, это христианство».
Оно и понятно – что взять с художника. Он имеет право на собственный взгляд – в том числе, наверно, и на эпатаж. Тем больше вопросов к оргкомитету фестиваля и специалистам, отвечавшим за художественную часть, например, к арт-директору Владимиру Гурфинкелю. Ведь эпатаж именно и рассчитан на оскорбление чувств окружающих. Так что последствия вполне можно было предвидеть.
Напомним, что в течение последнего месяца в Перми проходил широко разрекламированный фестиваль «Белые ночи». Он включал десятки шоу, перформансов, уличных спектаклей и прочих отдельных проектов. Одним из таких проектов и стал парк песчаных скульптур. Для участия в масштабном творческом мероприятии, помимо местных скульпторов, собрались художники из разных городов. Финансировалось все это творчество из краевого бюджета – из расчета 20 тысяч рублей за произведение. А приезжие авторы, кроме того, получали еще и бесплатный стол и кров. Впрочем, подложил «мину замедленного действия» под весь проект как раз местный автор.
Казалось бы, спор о том, имеет ли художник право на самовыражение, давно решен. Однако особые обстоятельства вынудили пермяков вернуться к нему. Уже два года представители современного искусства не вылезают из города, наводняя улицы красными деревянными человечками, кирпичными яблоками и навозными жуками из автомобильных покрышек. Не то чтобы кто-то был против. Скорее пермяки сопротивлялись попыткам внушить им, что все это – художественные произведения, вполне достойные оплаты из краевого бюджета.
Попытки эти успеха не имели, и значительная часть горожан осталась при своем: самовыражаться художникам можно, но не в общественных местах. И, разумеется, за свой счет.
Словом, новаторский образ «Иисуса с кукишем» упал на благодатную почву застарелого социокультурного конфликта. Скульптура вызвала возмущение верующих – первыми на нее обратили внимание представители объединения православной молодежи. Затем к теме быстро подключились активисты гражданского общества. Представителей СМИ особо заинтересовал вопрос о финансировании скандального арт-объекта и согласовании проекта с организаторами фестиваля. Правоохранительные органы Перми решают вопрос о возбуждении уголовного дела по факту религиозного экстремизма.
Как удалось выяснить, бюджетные деньги действительно были, и распределялись они через союз архитекторов. Поэтому естественно предположить, что художники должны были представить в эту организацию эскизы будущих шедевров. Но тут организаторы фестиваля сильно путаются в показаниях. Кто-то видел эти эскизы, кто-то считает, что их и вовсе не было.
Ясность внес автор скандального произведения Всеволод Аверкиев:
– В эскизах фиги не было – была другая концепция…
Надо полагать, художник вряд ли получил бы одобрение, представь он на суд коллег то, что сегодня можно наблюдать в центре города.
– Вся русская культура построена на православии, – напоминает протоиерей отец Игорь Ануфриев, проректор Пермской духовной семинарии. – Так что речь идет об оскорблении чувств не только верующих, но и всех людей. То, что произошло в Перми, – вопиющий факт нашей действительности.
Сам скульптор излагает свою концепцию и вообще особенности взаимоотношений с миром путано, но интересно: «Я не согласен с критикой этой работы. Оплачено из бюджета – ну и что? Это не протест против христианства. Что мне христианство – оно мне до лампочки, это христианство».
Оно и понятно – что взять с художника. Он имеет право на собственный взгляд – в том числе, наверно, и на эпатаж. Тем больше вопросов к оргкомитету фестиваля и специалистам, отвечавшим за художественную часть, например, к арт-директору Владимиру Гурфинкелю. Ведь эпатаж именно и рассчитан на оскорбление чувств окружающих. Так что последствия вполне можно было предвидеть.
Максим Карцев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Серове бывшую медсестру Дома ребёнка признали виновной в переломе плеча у младенца
Среда, 27 ноября, 15.16
Пермский политех приглашает на лекцию по советскому кибернетическому искусству
Среда, 27 ноября, 14.57
Росреестр Пермского края рассказал об особенностях сделок при покупке и дарении недвижимости
Среда, 27 ноября, 14.54