Самбо идет в школы Прикамья
В Пермском крае успешно реализуется уникальный всероссийский проект
17.02.2020
Уже полтора года в Прикамье развивается проект «Самбо в школу», инициированный Всероссийской федерацией самбо совместно с Министерством спорта РФ и Министерством образования РФ. Федерация самбо Пермского края активно включилась в проект, куратором которого в регионе стал заслуженный мастер спорта России, 4-кратный чемпион мира, 2-кратный чемпион Европы Евгений Исаев.
- В течение полутора лет мы вели работу по выявлению школ, кто хочет и может принять участие в проекте, - рассказывает Евгений Иванович. – Прежде всего, заходили в школы, с которыми у нас уже налажены контакты, где есть специалисты, площади, ковры – это, собственно, все, что нужно на первое время. Объехали территории, скорректировали процесс там, где самбо уже есть, где не хватало специалистов - обучили их. На первой рабочей встрече с Министерством образования края была определена рабочая группа в составе представителей Министерства образования и Министерства спорта – где было принято решение о включении в проект 37 школ края. Некоторые школы были сразу готовы включиться в проект, у других есть желание, но нет возможностей - площадей, ковров. Пришлось многим объяснять - кто мы? Зачем и почему именно мы должны присутствовать в школах? Сейчас после годовой упорной работы, глядя на наши старания, краевые власти все же начали обращать на нас внимание. Вновь провели ряд встреч, с помощью Минобразования провели мониторинг школ на наличие залов, количества учеников и т.д. И теперь приводим всю работу в систему с учетом его результатов. Сейчас на сайте Министерства образования края появилась ссылка, представлена нормативно-правовая база. Теперь директоров школ, учителей физкультуры можно направлять к этой информации, а не объяснять все на пальцах. Теперь мы знаем, сколько ребят в школах занимаются самбо и сколько еще хотели бы. С учетом этой статистики будем готовить специалистов, перераспределять ресурсы, формировать материальную базу в школах.
Как говорят в краевой федерации самбо, количество школ, готовых сотрудничать, растет. Хорошо откликнулись Березники, Соликамск, Краснокамск, Пермский район, Кунгурский район, две школы в Чусовом, налаживается работа в Кунгуре, Лысьве. Активно подключилась Пермь.
Всего в рамках урочной деятельности по проекту «Самбо в школу» сегодня занимаются
1529 ребят, еще 435 хотели бы заниматься. В системе дополнительного образования занимающихся 1028, желающих - 436. Впечатляющие результаты за полтора года.
- Трудностей на самом деле много, - признает Евгений Исаев. - И хотелось бы больше внимания от властей, возможностей для дополнительной мотивации тренеров и преподавателей. Мы сейчас мотивируем их тем, что проект включен в Госреестр, что это общеобразовательная программа, специалисты работают в сетке уроков, ведут третий час физкультуры, который школы отдают под базовые виды спорта. Также пытаемся мотивировать за счет дополнительного образования. Работа по проекту может вестись в трех направлениях – как урочная, как внеурочная и в системе дополнительного образования. Как третий урок физкультуры она может включаться как модуль на вторую четверть, где предусмотрена гимнастика. К ней вполне логично добавляются элементы самостраховки и элементы самбо. Но, конечно, нам интересен именно третий час физкультуры – это позволяет выстраивать работу в течение всего года. Внеурочная работа тоже имеет свои плюсы – на нее сейчас обращают внимание, выделяют средства. И по пути дополнительного образования мы идем лишь потому, что нам надо мотивировать тренеров и учителей.
Тут важно понимать, что самбо идет в школу не как вид спорта, задача вырастить в школе спортсменов высокого класса не ставится. Главная задача проекта - безопасность детей, от умения правильно падать до способности адекватно реагировать в экстремальной ситуации, освободиться от захвата, например. Плюс патриотическое воспитание – это национальный вид спорта, и на счету российского самбо немало громких побед. Немаловажно и то, что программа рассчитана на учащихся с 1 по 11 класс, начать можно с любой параллели: ребята сначала проходят обучение базовым элементам, а потом уже начинается более углубленная работа.
- Если в школе есть учитель, который может взять на себя третий час физкультуры, мы организуем для него переподготовку, - рассказывает спортивный директор федерации самбо Пермского края Антон Яговцев. - Колледж олимпийского резерва готовит для нас специалистов. Наших спортсменов, завершивших карьеру, внедряем в школы, чтобы они работали с детьми, приносили пользу и при этом сохраняли связь с федерацией. И, конечно, помогаем школам в плане материальной базы. Где-то приобретены ковры за счет средств Пермской федерации, часть по программе ГТО, некоторые школы поучаствовали сами. Всероссийская Федерация самбо выделила нам 2 гранта в поддержку проекта. На эти средства передали в школу №9 в Соликамске и в пермскую школу №136 ковры, форму, атрибутику, методические материалы. Ковры - этовопрос безопасности, мы не имеем права обучать детей без мягких покрытий. В общем, в этой части тоже есть потребность в финансировании. Хотелось бы, чтобы нас завели в какой-то из региональных проектов, чтобы иметь возможность обеспечить школам материальную базу.
Сейчас проект в основном реализуется за счет сил и средств краевой федерации самбо. Между тем здоровье детей – задача не только общественной организации. Тренеры отмечают серьезное падение уровня физической подготовки ребят. Раньше желающий попасть в секцию борьбы должен был подтягиваться 10 раз, теперь и одного раза подтянуться не могут. А то еще и спрашивают: а что такое турник?
С мотивацией тренеров и директоров школ все ясно, а как обстоят дела с мотивацией школьников?
– Это направление тоже отрабатываем, - рассказывает Евгений Исаев. – Программа «Самбо в школу» предусматривает ряд всероссийских мероприятий. Команду 5-6-классников 136-й школы мы уже дважды отправляли в Анапу на всероссийскую базу. Смена там продолжается 2 недели, родители оплатили только дорогу.
- Это сейчас важнейшая мотивация – есть соревнования, семинары, сборы, есть даже командное первенство мира среди школьников, - дополняет Антон Яговцев. - В 2018 году оно состоялось впервые. В нем участвуют именно команды школ. Чем не стимул – на чемпионат мира школьников везут бесплатно, оплачивают им питание, проживание. Есть успехи на уровне страны: краснокамская школа №6 в декабре 2019 года на всероссийском турнире заняла 3 место среди школьных команд России. Очень хорошо работают, побольше бы нам таких школ. Сейчас будем готовить краевой отборочный этап для поездки на смену в Анапе. Два года у нас школа №136 ездила просто по нашему выбору – мы не были готовы к отборочным соревнованиям. Сейчас уже и другие школы края могут побороться за эту поездку. А в перспективе вообще хотим выстроить особую ступень подготовки спортсменов и педагогов. Думаем об интернате в Перми для ребят с периферии, которые хотят заниматься нашим видом спорта, но не имеют возможности, ведем переговоры о том, чтобы у нас в колледже олимпийского резерва появилось направление «самбо».
Сегодня и школы уже сами предлагают новые форматы взаимодействия с федерацией самбо. Так, пермская школа №153 выступила инициатором проведения настоящего спортивного праздника. Школа предоставила ведущих, ребята подготовили концертные номера, на ура прошли показательные выступления и мастер-классы известных самбистов. Сколько у ребят было эмоций!
Словом, начинание прекрасное, реализуется активно и грамотно. Остается пожелать Пермской федерации самбо дальнейших успехов, а проекту «Самбо в школу» – побольше внимания властей.
Александр КРАСНОВ
ФОТО: sambo.perm.ru
- В течение полутора лет мы вели работу по выявлению школ, кто хочет и может принять участие в проекте, - рассказывает Евгений Иванович. – Прежде всего, заходили в школы, с которыми у нас уже налажены контакты, где есть специалисты, площади, ковры – это, собственно, все, что нужно на первое время. Объехали территории, скорректировали процесс там, где самбо уже есть, где не хватало специалистов - обучили их. На первой рабочей встрече с Министерством образования края была определена рабочая группа в составе представителей Министерства образования и Министерства спорта – где было принято решение о включении в проект 37 школ края. Некоторые школы были сразу готовы включиться в проект, у других есть желание, но нет возможностей - площадей, ковров. Пришлось многим объяснять - кто мы? Зачем и почему именно мы должны присутствовать в школах? Сейчас после годовой упорной работы, глядя на наши старания, краевые власти все же начали обращать на нас внимание. Вновь провели ряд встреч, с помощью Минобразования провели мониторинг школ на наличие залов, количества учеников и т.д. И теперь приводим всю работу в систему с учетом его результатов. Сейчас на сайте Министерства образования края появилась ссылка, представлена нормативно-правовая база. Теперь директоров школ, учителей физкультуры можно направлять к этой информации, а не объяснять все на пальцах. Теперь мы знаем, сколько ребят в школах занимаются самбо и сколько еще хотели бы. С учетом этой статистики будем готовить специалистов, перераспределять ресурсы, формировать материальную базу в школах.
Как говорят в краевой федерации самбо, количество школ, готовых сотрудничать, растет. Хорошо откликнулись Березники, Соликамск, Краснокамск, Пермский район, Кунгурский район, две школы в Чусовом, налаживается работа в Кунгуре, Лысьве. Активно подключилась Пермь.
Всего в рамках урочной деятельности по проекту «Самбо в школу» сегодня занимаются
1529 ребят, еще 435 хотели бы заниматься. В системе дополнительного образования занимающихся 1028, желающих - 436. Впечатляющие результаты за полтора года.
- Трудностей на самом деле много, - признает Евгений Исаев. - И хотелось бы больше внимания от властей, возможностей для дополнительной мотивации тренеров и преподавателей. Мы сейчас мотивируем их тем, что проект включен в Госреестр, что это общеобразовательная программа, специалисты работают в сетке уроков, ведут третий час физкультуры, который школы отдают под базовые виды спорта. Также пытаемся мотивировать за счет дополнительного образования. Работа по проекту может вестись в трех направлениях – как урочная, как внеурочная и в системе дополнительного образования. Как третий урок физкультуры она может включаться как модуль на вторую четверть, где предусмотрена гимнастика. К ней вполне логично добавляются элементы самостраховки и элементы самбо. Но, конечно, нам интересен именно третий час физкультуры – это позволяет выстраивать работу в течение всего года. Внеурочная работа тоже имеет свои плюсы – на нее сейчас обращают внимание, выделяют средства. И по пути дополнительного образования мы идем лишь потому, что нам надо мотивировать тренеров и учителей.
Тут важно понимать, что самбо идет в школу не как вид спорта, задача вырастить в школе спортсменов высокого класса не ставится. Главная задача проекта - безопасность детей, от умения правильно падать до способности адекватно реагировать в экстремальной ситуации, освободиться от захвата, например. Плюс патриотическое воспитание – это национальный вид спорта, и на счету российского самбо немало громких побед. Немаловажно и то, что программа рассчитана на учащихся с 1 по 11 класс, начать можно с любой параллели: ребята сначала проходят обучение базовым элементам, а потом уже начинается более углубленная работа.
- Если в школе есть учитель, который может взять на себя третий час физкультуры, мы организуем для него переподготовку, - рассказывает спортивный директор федерации самбо Пермского края Антон Яговцев. - Колледж олимпийского резерва готовит для нас специалистов. Наших спортсменов, завершивших карьеру, внедряем в школы, чтобы они работали с детьми, приносили пользу и при этом сохраняли связь с федерацией. И, конечно, помогаем школам в плане материальной базы. Где-то приобретены ковры за счет средств Пермской федерации, часть по программе ГТО, некоторые школы поучаствовали сами. Всероссийская Федерация самбо выделила нам 2 гранта в поддержку проекта. На эти средства передали в школу №9 в Соликамске и в пермскую школу №136 ковры, форму, атрибутику, методические материалы. Ковры - этовопрос безопасности, мы не имеем права обучать детей без мягких покрытий. В общем, в этой части тоже есть потребность в финансировании. Хотелось бы, чтобы нас завели в какой-то из региональных проектов, чтобы иметь возможность обеспечить школам материальную базу.
Сейчас проект в основном реализуется за счет сил и средств краевой федерации самбо. Между тем здоровье детей – задача не только общественной организации. Тренеры отмечают серьезное падение уровня физической подготовки ребят. Раньше желающий попасть в секцию борьбы должен был подтягиваться 10 раз, теперь и одного раза подтянуться не могут. А то еще и спрашивают: а что такое турник?
С мотивацией тренеров и директоров школ все ясно, а как обстоят дела с мотивацией школьников?
– Это направление тоже отрабатываем, - рассказывает Евгений Исаев. – Программа «Самбо в школу» предусматривает ряд всероссийских мероприятий. Команду 5-6-классников 136-й школы мы уже дважды отправляли в Анапу на всероссийскую базу. Смена там продолжается 2 недели, родители оплатили только дорогу.
- Это сейчас важнейшая мотивация – есть соревнования, семинары, сборы, есть даже командное первенство мира среди школьников, - дополняет Антон Яговцев. - В 2018 году оно состоялось впервые. В нем участвуют именно команды школ. Чем не стимул – на чемпионат мира школьников везут бесплатно, оплачивают им питание, проживание. Есть успехи на уровне страны: краснокамская школа №6 в декабре 2019 года на всероссийском турнире заняла 3 место среди школьных команд России. Очень хорошо работают, побольше бы нам таких школ. Сейчас будем готовить краевой отборочный этап для поездки на смену в Анапе. Два года у нас школа №136 ездила просто по нашему выбору – мы не были готовы к отборочным соревнованиям. Сейчас уже и другие школы края могут побороться за эту поездку. А в перспективе вообще хотим выстроить особую ступень подготовки спортсменов и педагогов. Думаем об интернате в Перми для ребят с периферии, которые хотят заниматься нашим видом спорта, но не имеют возможности, ведем переговоры о том, чтобы у нас в колледже олимпийского резерва появилось направление «самбо».
Сегодня и школы уже сами предлагают новые форматы взаимодействия с федерацией самбо. Так, пермская школа №153 выступила инициатором проведения настоящего спортивного праздника. Школа предоставила ведущих, ребята подготовили концертные номера, на ура прошли показательные выступления и мастер-классы известных самбистов. Сколько у ребят было эмоций!
Словом, начинание прекрасное, реализуется активно и грамотно. Остается пожелать Пермской федерации самбо дальнейших успехов, а проекту «Самбо в школу» – побольше внимания властей.
Александр КРАСНОВ
ФОТО: sambo.perm.ru
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Нижним Тагилом в дорожной аварии погибли два человека
Пятница, 29 ноября, 20.57
День домашних животных отметит Екатеринбургский зоопарк
Пятница, 29 ноября, 20.42
Цены из прошлого можно увидеть на полках екатеринбургских магазинов «Жизньмарт»
Пятница, 29 ноября, 20.22