Судьба Горнозаводской ветки в Перми: мнение эксперта
Снятие железнодорожного барьера открывает возможности создания новых общественных пространств
14.01.2020
В скором времени изменится движение электричек в центральной части города Перми: пригородные поезда Горнозаводской ветки будут ходить не до Перми-2, а до Перми-1. Сначала пассажиропоток «подхватят» автобусы, а после реконструкции путей – на этом участке будет курсировать скоростной трамвай. Это должно улучшить транспортную доступность внутри Перми, сделать общественный транспорт комфортным и удобным, в первую очередь, для жителей отдаленных районов города.
Помимо транспортных изменений, преобразования дадут толчок развития всему городу. О предстоящих перспективах рассказала Светлана Максимова, заведующая кафедрой архитектуры и урбанистики Пермского национального исследовательского политехнического университета:
- Идею закрытия железнодорожного движения на участке Пермь 2 – Пермь 1 – Мотовилиха нельзя рассматривать изолированно от комплекса реализуемых проектов и перспективных планов развития центральной части города и примыкающих к ней коммунально-промышленных территорий.
Железная дорога, построенная на высокой насыпи, разделяет город Пермь на несколько частей. Горнозаводское направление прерывается только двумя транспортными и одним пешеходным тоннелями, которые расположены друг от друга на большом расстоянии. Железная дорога, технологические площади железнодорожного вокзала с одной стороны и неприступная набережная Камы с другой тщательно изолировали промышленную часть Дзержинского района от города не только физически, но и в сознании жителей.
Вывод из эксплуатации железной дороги Горнозаводского направления позволит сформировать новые связи с промышленными территориями, выходы к набережной реки Камы и вдохнуть современную жизнь в застывшую в своем развитии территорию города.
В части реализации пространственной стратегии, нацеленной против «расползания» города, предлагается взглянуть на будущее заводской заимки, территорий университета как на самодостаточный, но открытый городу прибрежный район с хорошей транспортной доступностью, которая обеспечивается трамвайным сообщением и новыми улицами, связывающими его с центром города.
Местоположение Университетского района уникальное. Самый главный актив нового района – это наличие рабочих мест и условий для новых видов деятельности. Все многообразие городской жизни в 5-минутной доступности, пологий выход к Каме, атмосфера обжитости, пусть с несколько индустриальным характером. Конечно же, это не строительный проект с конкретными датами - это долгосрочный процесс планирования и реализации совместных действий публичной власти и собственников недвижимости, инвесторов, это создание условий и регламентов, в рамках которых собственники определят свои планы.
При реорганизации путевого хозяйства железной дороги на территории от железнодорожного вокзала Пермь 2 до пересечения ул. Дзержинского и ул. Окулова наиболее приемлемым решением является сохранение и интеграция насыпи железной дороги в ландшафт города в виде возвышенного линейного парка. Сегодня именно такая практика широко распространена в городах. При этом отсутствие движения железнодорожного транспорта позволит разобрать насыпь в тех местах, где необходимо проложить улицы.
Снятие железнодорожного барьера открывает возможности при создании общественного пространства в районе объединения нескольких проектов вокруг Речного вокзала. Это формирование пешеходных площадей и связей с набережной Камы, образуемых планировочным открытием завода Шпагина с выходом на привокзальную территорию Перми 1 и площадь Речного вокзала. Это восстановление долины реки Егошихи в районе впадения в Каму, парк набережной Камы.
Освободившийся коридор железной дороги сохранит свое коммуникационное назначение, и важно не допустить того, чтобы новые виды перемещений стали очередным препятствием или ограничением для вело-пешеходного доступа к набережной Камы, негативно влияли на благоустройство набережной и создаваемое пространство в районе завода Шпагина – вокзала Пермь1.
Для формирования связи города с рекой, для доступного и комфортного использования парка на набережной также необходимо преодолеть крутой склон. Эта задача может быть решена строительством нескольких пешеходных переходов, оборудованных лифтами. Наличие таких спусков отмечается практически во всех проектных концепциях и предложениях, разработанных за многолетнюю историю города.
Существует еще одно обстоятельство, которое послужило причиной форсирования принятия решения о закрытии движения поездов. Это ожидаемые крупные объемы перевозок продукции предприятий Соликамско-Березниковского промышленного узла, которые могли бы крайне негативно сказаться на экологии города, и в настоящее время грузовые маршруты выводятся за пределы города.
Что касается вторжения в транспортные привычки жителей города, то они, безусловно, должны быть компенсированы. Новые маршруты на трамвайном сообщении микрорайон Парковый – Площадь Восстания в Мотовилихе могут стать альтернативой поездкам на электропоездах Горнозаводского направления (У скоростного трамвая будет 9 остановок, большая часть в центре Перми, при этом главное преимущество трамвая в частоте движения: трамвай будет ходить каждые 15 минут, электричка – раз в 3 часа. – Прим. ред.).
Очевидно, что реализация такого проекта затрагивает интересы большого количества собственников недвижимости, конечных потребителей преобразований – жителей города. Поэтому режим информирования и открытого обсуждения принимаемых решений, как для получения поддержки, так и для объединения возможных ресурсов, имеет важное значение и является необходимым условием.
Помимо транспортных изменений, преобразования дадут толчок развития всему городу. О предстоящих перспективах рассказала Светлана Максимова, заведующая кафедрой архитектуры и урбанистики Пермского национального исследовательского политехнического университета:
- Идею закрытия железнодорожного движения на участке Пермь 2 – Пермь 1 – Мотовилиха нельзя рассматривать изолированно от комплекса реализуемых проектов и перспективных планов развития центральной части города и примыкающих к ней коммунально-промышленных территорий.
Железная дорога, построенная на высокой насыпи, разделяет город Пермь на несколько частей. Горнозаводское направление прерывается только двумя транспортными и одним пешеходным тоннелями, которые расположены друг от друга на большом расстоянии. Железная дорога, технологические площади железнодорожного вокзала с одной стороны и неприступная набережная Камы с другой тщательно изолировали промышленную часть Дзержинского района от города не только физически, но и в сознании жителей.
Вывод из эксплуатации железной дороги Горнозаводского направления позволит сформировать новые связи с промышленными территориями, выходы к набережной реки Камы и вдохнуть современную жизнь в застывшую в своем развитии территорию города.
В части реализации пространственной стратегии, нацеленной против «расползания» города, предлагается взглянуть на будущее заводской заимки, территорий университета как на самодостаточный, но открытый городу прибрежный район с хорошей транспортной доступностью, которая обеспечивается трамвайным сообщением и новыми улицами, связывающими его с центром города.
Местоположение Университетского района уникальное. Самый главный актив нового района – это наличие рабочих мест и условий для новых видов деятельности. Все многообразие городской жизни в 5-минутной доступности, пологий выход к Каме, атмосфера обжитости, пусть с несколько индустриальным характером. Конечно же, это не строительный проект с конкретными датами - это долгосрочный процесс планирования и реализации совместных действий публичной власти и собственников недвижимости, инвесторов, это создание условий и регламентов, в рамках которых собственники определят свои планы.
При реорганизации путевого хозяйства железной дороги на территории от железнодорожного вокзала Пермь 2 до пересечения ул. Дзержинского и ул. Окулова наиболее приемлемым решением является сохранение и интеграция насыпи железной дороги в ландшафт города в виде возвышенного линейного парка. Сегодня именно такая практика широко распространена в городах. При этом отсутствие движения железнодорожного транспорта позволит разобрать насыпь в тех местах, где необходимо проложить улицы.
Снятие железнодорожного барьера открывает возможности при создании общественного пространства в районе объединения нескольких проектов вокруг Речного вокзала. Это формирование пешеходных площадей и связей с набережной Камы, образуемых планировочным открытием завода Шпагина с выходом на привокзальную территорию Перми 1 и площадь Речного вокзала. Это восстановление долины реки Егошихи в районе впадения в Каму, парк набережной Камы.
Освободившийся коридор железной дороги сохранит свое коммуникационное назначение, и важно не допустить того, чтобы новые виды перемещений стали очередным препятствием или ограничением для вело-пешеходного доступа к набережной Камы, негативно влияли на благоустройство набережной и создаваемое пространство в районе завода Шпагина – вокзала Пермь1.
Для формирования связи города с рекой, для доступного и комфортного использования парка на набережной также необходимо преодолеть крутой склон. Эта задача может быть решена строительством нескольких пешеходных переходов, оборудованных лифтами. Наличие таких спусков отмечается практически во всех проектных концепциях и предложениях, разработанных за многолетнюю историю города.
Существует еще одно обстоятельство, которое послужило причиной форсирования принятия решения о закрытии движения поездов. Это ожидаемые крупные объемы перевозок продукции предприятий Соликамско-Березниковского промышленного узла, которые могли бы крайне негативно сказаться на экологии города, и в настоящее время грузовые маршруты выводятся за пределы города.
Что касается вторжения в транспортные привычки жителей города, то они, безусловно, должны быть компенсированы. Новые маршруты на трамвайном сообщении микрорайон Парковый – Площадь Восстания в Мотовилихе могут стать альтернативой поездкам на электропоездах Горнозаводского направления (У скоростного трамвая будет 9 остановок, большая часть в центре Перми, при этом главное преимущество трамвая в частоте движения: трамвай будет ходить каждые 15 минут, электричка – раз в 3 часа. – Прим. ред.).
Очевидно, что реализация такого проекта затрагивает интересы большого количества собственников недвижимости, конечных потребителей преобразований – жителей города. Поэтому режим информирования и открытого обсуждения принимаемых решений, как для получения поддержки, так и для объединения возможных ресурсов, имеет важное значение и является необходимым условием.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Нижним Тагилом в дорожной аварии погибли два человека
Пятница, 29 ноября, 20.57
День домашних животных отметит Екатеринбургский зоопарк
Пятница, 29 ноября, 20.42
Цены из прошлого можно увидеть на полках екатеринбургских магазинов «Жизньмарт»
Пятница, 29 ноября, 20.22