Кто сядет в лужу после благоустройства за 89 миллионов в Камышлове?
Местные общественники заметили множество нарушений в ходе реконструкции исторической улицы в центре Камышлова
13.07.2021
В последние годы в разных городах России реализуется федеральный проект «Формирование городской среды», в рамках которого проводится благоустройство дворовых и общественных пространств. Средства по этому проекту выделяются немалые, причём средства из федерального бюджета. Доля федерального финансирования составляет от 80% до 95%, что для муниципалитетов, в существующей финансово-бюджетной системе лишённых практически всех налоговых доходов, является чуть ли не единственным шансом качественно улучшить городскую среду. Но одно дело получить шанс, а другое — грамотно им воспользоваться, не растратив и не расхитив свалившиеся деньги. С этим, как показывает практика, могут возникнуть проблемы.
Так, в Камышлове на проект благоустройства центральной улицы Карла Маркса, получивший название «Жемчужины купеческого квартала», в общей сложности выделено почти 90 миллионов рублей. Сумма для 25-тысячного города значительная. Однако качество работ оставляет желать лучшего – к выполнению строительных работ возникли вопросы у горожан, в частности, у камышловского общественника Павла Грибкова, который внимательно следит за реализацией этого проекта.
Грибков рассказал нашей редакции о том, что реконструкция ещё не окончена, но что-то из-за нарушения технологий работ уже пришлось переделывать, а что-то, очевидно, переделывать ещё предстоит.
Конкурс на реализацию проекта «Жемчужины купеческого квартала» выиграл Уральский оптико-механический завод из Екатеринбурга. Вернее, конкурса как такового не было — кроме АО «Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод" имени Э. С. Яламова» на него никто не заявился. Контракт был заключён с единственным участником по цене, лишь на 0,5% ниже стартовой – 89 миллионов 514 тысяч 597 рублей, 90 копеек.
Причём основным видом деятельности АО УОМЗ, согласно уставным документам, является производство оружия и боеприпасов. Казалось бы, где производство боеприпасов и где благоустройство? – но этот участник был признан соответствующим требованиям госзакупки. Хотя, может, в этом и стоит искать ответ на вопрос, почему улица Карла Маркса в Камышлове выглядит как после бомбёжки?
Примечательно, что после получения госконтракта на 89,5 миллионов Уральский оптико-механический завод разместил собственную госзакупку, предметом которой сделал всё то же – выполнение работ по «Комплексному благоустройству общественной территории по адресу: г. Камышлов, улица Карла Маркса "Жемчужины купеческого квартала"». На этот раз конкуренции не могло быть даже теоретически — госзакупка была размещена как срочная закупка у единственного поставщика. Стоимость закупки составила 80 миллионов 849 тысяч рублей.
Куда же ушли почти 9 миллионов рублей, если предмет закупки тот же? Неужели военный завод просто «снял сливки», чтобы передать работы субподрядчику? Если бы УОМЗ, как акционерное общество, учреждённое государством, не имел обязанность публиковать данные о собственных закупках, об этом бы вряд ли стало известно общественности. Впрочем, о том, кто без конкурса взял контракт на 80 миллионов рублей, УОМЗ всё-таки умолчал, однако оставил в выложенном на сайте госзакупок договоре ФИО гендиректора подрядчика – им оказалась Торопова Кристина Васильевна. Она является руководителем одной организации – ООО «СК "Уралэнерго"». Если посмотреть картотеку арбитражных дел, то между УОМЗ и СК «Уралэнерго» найдётся сразу несколько судебных разбирательств, причём иск на 9 миллионов рублей (за невыполнение условий договора) УОМЗ подал к СК «Уралэнерго» 27 января 2021 года, а на следующий день, 28 января 2021 года заключил с этой фирмой срочный контракт как с единственным поставщиком.
Контракт же МКУ «Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа» (именно это учреждение выступает заказчиком) с Уральским оптико-механическим заводом рассчитан на два года – 2020 и 2021. К слову, подрядчик уже отстаёт от графика — и где хвалёная военная дисциплина?
Несмотря на то что длина участка улицы, который требуется благоустроить, всего чуть более 600 метров, и 89 миллионов для качественного благоустройства, казалось бы, должно хватить сполна, качество работ оставляет желать лучшего – имеют место нарушения технологий, из-за которых часть работ уже пришлось переделывать.
Первой причиной, из-за которой пришлось переделывать работы, стало нарушение технологии укладки асфальтового покрытия.
Общественник Павел Грибков обратил внимание на то, что уплотнение земляного полотна катками, как указано в проектно-сметной документации, не было, это делали виброплитой, что не даёт нужной степени уплотнения.
Кроме того, при укладке асфальта не уложили необходимый слой чёрного щебня – на белый щебень сразу уложили асфальт, а когда начали прокатывать, возникли неровности и небольшие провалы, в которых стала скапливаться вода.
В результате уложенный в 2020 году асфальт пришлось срезать и укладывать заново. Однако чёрный щебень снова не положили, и теперь, по мнению Грибкова, подрядчику придётся либо переделывать заново, либо вычёркивать из проектно-сметной документации те объёмы чёрного щебня (пропитанного битумом), которые не были использованы.
Помимо дорожной одежды, по всей видимости, экономят также на плитке и бортовых камнях. Инженер отдела строительного контроля Ольга Кокшарова при осмотре привезённого на стройку бортового камня обнаружила, что имеется лишь один поддон качественного бордюрного камня – вероятно, для того чтобы получить паспорт качества. Остальной же бортовой камень на вид некондиционный. Те же самые вопросы к плитке, которая, судя по её виду, впитывает влагу и, возможно, ранее где-то уже использовалась. Поставщики плитки в разговоре с Грибковым подтвердили, что исполнители работ у них заказывали как стандартный, так и некондиционный материал.
В ходе выполнения контракта подрядчик неоднократно отходил от изначального проекта. Так, видимо, в целях упрощения работ, вырубили зелёные насаждения, которые по изначальному проекту предполагалось сохранить. В результате Павел Грибков написал заявление в Камышловскую межрайонную прокуратуру с просьбой разобраться, почему вместо сноса 19 деревьев на первой очереди подрядчик вырубил 32, а на второй, согласно проекту, должно было остаться 12 деревьев, но и они оказались уничтожены.
Надзорное ведомство, в свою очередь, перенаправило информацию в местную полицию – обращение уже зарегистрировали в Книге учета сообщений о преступлениях и правонарушениях. Теперь полицейские должны разобраться с этой вырубкой.
К деревьям, высаживаемым взамен, тоже возникают вопросы. Так, ель, высота которой по документам должна составлять 1,5 – 2 метра, по факту сейчас едва выше метра – и это при том, что высажена она была ещё осенью 2020 года. По актам эти работы уже приняты – она оплачена как полутора-двухметровая.
Участок улицы Карла Маркса, который решили благоустроить, неспроста назвали «Жемчужины купеческого квартала» – здесь расположены сразу несколько объектов культурного наследия – здания постройки XIX – начала XX века. Особенностью исторических зданий Камышлова является то, что многие из них построены на фундаменте из опоки (окаменелая глина), а не из камня. К гидроизоляции в этом случае нужно относиться с особым вниманием. Но на практике тротуар сделали так, что дождевым осадкам, наоборот, облегчили путь к фундаментам и подвалам зданий – без отмостки и необходимых уклонов.
Более того, выяснилось, что подрядчик приступил к работам в непосредственной близости к памятникам архитектуры (фактически в их охранной зоне) не имея необходимого в таких случаях по закону заключения историко-культурной экспертизы. После того, как на этот факт обратил внимание Грибков, экспертиза всё-таки была проведена. Акт государственной историко-культурной экспертизы был подписан 11 января 2021 года – спустя более чем полгода после начала работ.
Что за это время успели наворотить рабочие, и какими это последствиями для исторических зданий обернётся, пока говорить сложно – но уже сейчас как минимум видны повреждения кладки и фундаментов, а во время дождей стало заливать подвалы расположенных в этих зданиях магазинов.
Другие проблемы выявились в ходе укладки лотков ливневой канализации. Во-первых, оказалось, что канализация не выполняет свою функцию – во время дождя вода скапливается где угодно, но только не отводится по желобу ливнёвки.
Во-вторых, стыки лотков не заделаны должным образом — не проклеены герметиком, вследствие чего пропускают воду. Последствиями такого некачественного монтажа может быть постепенный размыв основания из-под тротуарной плитки.
В-третьих, ширину бетонных стенок обоймы желоба, в который устанавливаются лотки, сначала сделали всего 5 сантиметров при необходимых 20 сантиметрах — эту часть работ также уже пришлось переделывать.
Нарушать технологию рабочие продолжали даже в присутствии мэра города – пока Алексей Половников давал интервью журналистам нашего издания, они бетонировали желоб ливнёвки, заливая бетон через небрежно выполненную опалубку прямо в жижу грязи.
Местные жители также заметили, что малые архитектурные формы не соответствуют обещанным изначально. Так, появившаяся в историческом квартале скамейка оказалась ниже проектных параметров (высотой 40 см вместо минимальных 50 см) и вообще больше похожей на садовую лавочку, нежели на элемент городского благоустройства.
После замечаний жителей подрядчик стал завозить более основательные скамейки. Однако, что делать с оставшейся заактированной «садовой» скамьей непонятно — по всей видимости, она так и останется «белой вороной». Впрочем, новые скамейки тоже оставляют желать лучшего – например, одна из них прибыла в Камышлов без ножки.
Также камышловцев удивило решение разместить светильники на газоне – возникает вопрос, что будет с шарообразными лежащими на земле фонарями зимой, когда выпадет снег…
В любом случае благоустройство улицы Карла Маркса в Камышлове выйдет весьма дорогостоящим, но подумали ли о его долговечности?
Мы узнали, что на участке между улицами Урицкого и Маяковского, который реконструируется в рамках второго этапа благоустройства, проложен водопровод, который находится, со слов одного из сотрудников обслуживающей организации, в критически ветхом состоянии. Не получится ли так, что свежеуложенную плитку и малые архитектурные формы в скором времени придётся демонтировать для его ремонта или замены? Такие случаи, увы, случаются. Например, в Екатеринбурге по прошествии лишь года после благоустройства нового участка проспекта Академика Сахарова пришлось вскрывать новые тротуары и велодорожки для прокладки трубы. В Камышлове в таком случае гарантия подрядчика уже действовать не будет, поэтому восстанавливать нарушенное благоустройство наверняка придётся за счёт городских средств.
Отношение местной власти к самому благоустройству несколько удивляет – мэр Камышлова Алексей Половников знакомил с ходом благоустройства спикера свердловского Заксобрания Людмилу Бабушкину. А на сайте регионального парламента подчёркивалось, что все работы будут закончены к осени этого года, также акцентировалось внимание на том, что улица является исторической, что делает проект благоустройства уникальным. Впрочем, к осени 2021 года эту многострадальную улицу вряд ли уже смогут торжественно открыть.
Редакция будет внимательно следить за развитием событий вокруг реализации проекта «Жемчужины купеческого квартала».
Так, в Камышлове на проект благоустройства центральной улицы Карла Маркса, получивший название «Жемчужины купеческого квартала», в общей сложности выделено почти 90 миллионов рублей. Сумма для 25-тысячного города значительная. Однако качество работ оставляет желать лучшего – к выполнению строительных работ возникли вопросы у горожан, в частности, у камышловского общественника Павла Грибкова, который внимательно следит за реализацией этого проекта.
Грибков рассказал нашей редакции о том, что реконструкция ещё не окончена, но что-то из-за нарушения технологий работ уже пришлось переделывать, а что-то, очевидно, переделывать ещё предстоит.
Проект «Жемчужины купеческого квартала» в кабинете у мэра Камышлова
Военный подрядчик с невоенной дисциплиной
Конкурс на реализацию проекта «Жемчужины купеческого квартала» выиграл Уральский оптико-механический завод из Екатеринбурга. Вернее, конкурса как такового не было — кроме АО «Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод" имени Э. С. Яламова» на него никто не заявился. Контракт был заключён с единственным участником по цене, лишь на 0,5% ниже стартовой – 89 миллионов 514 тысяч 597 рублей, 90 копеек.
Причём основным видом деятельности АО УОМЗ, согласно уставным документам, является производство оружия и боеприпасов. Казалось бы, где производство боеприпасов и где благоустройство? – но этот участник был признан соответствующим требованиям госзакупки. Хотя, может, в этом и стоит искать ответ на вопрос, почему улица Карла Маркса в Камышлове выглядит как после бомбёжки?
Проходная Уральского оптико-механического завода в Екатеринбурге
Примечательно, что после получения госконтракта на 89,5 миллионов Уральский оптико-механический завод разместил собственную госзакупку, предметом которой сделал всё то же – выполнение работ по «Комплексному благоустройству общественной территории по адресу: г. Камышлов, улица Карла Маркса "Жемчужины купеческого квартала"». На этот раз конкуренции не могло быть даже теоретически — госзакупка была размещена как срочная закупка у единственного поставщика. Стоимость закупки составила 80 миллионов 849 тысяч рублей.
Куда же ушли почти 9 миллионов рублей, если предмет закупки тот же? Неужели военный завод просто «снял сливки», чтобы передать работы субподрядчику? Если бы УОМЗ, как акционерное общество, учреждённое государством, не имел обязанность публиковать данные о собственных закупках, об этом бы вряд ли стало известно общественности. Впрочем, о том, кто без конкурса взял контракт на 80 миллионов рублей, УОМЗ всё-таки умолчал, однако оставил в выложенном на сайте госзакупок договоре ФИО гендиректора подрядчика – им оказалась Торопова Кристина Васильевна. Она является руководителем одной организации – ООО «СК "Уралэнерго"». Если посмотреть картотеку арбитражных дел, то между УОМЗ и СК «Уралэнерго» найдётся сразу несколько судебных разбирательств, причём иск на 9 миллионов рублей (за невыполнение условий договора) УОМЗ подал к СК «Уралэнерго» 27 января 2021 года, а на следующий день, 28 января 2021 года заключил с этой фирмой срочный контракт как с единственным поставщиком.
Контракт же МКУ «Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа» (именно это учреждение выступает заказчиком) с Уральским оптико-механическим заводом рассчитан на два года – 2020 и 2021. К слову, подрядчик уже отстаёт от графика — и где хвалёная военная дисциплина?
«Экономия» на дорожной одежде
Несмотря на то что длина участка улицы, который требуется благоустроить, всего чуть более 600 метров, и 89 миллионов для качественного благоустройства, казалось бы, должно хватить сполна, качество работ оставляет желать лучшего – имеют место нарушения технологий, из-за которых часть работ уже пришлось переделывать.
Первой причиной, из-за которой пришлось переделывать работы, стало нарушение технологии укладки асфальтового покрытия.
Общественник Павел Грибков обратил внимание на то, что уплотнение земляного полотна катками, как указано в проектно-сметной документации, не было, это делали виброплитой, что не даёт нужной степени уплотнения.
Демонтаж недавно уложенного асфальта
Этот проезд во двор уже пришлось переделывать из-за нарушения технологии укладки асфальта и, возможно, предстоит переделать снова
Кроме того, при укладке асфальта не уложили необходимый слой чёрного щебня – на белый щебень сразу уложили асфальт, а когда начали прокатывать, возникли неровности и небольшие провалы, в которых стала скапливаться вода.
В результате уложенный в 2020 году асфальт пришлось срезать и укладывать заново. Однако чёрный щебень снова не положили, и теперь, по мнению Грибкова, подрядчику придётся либо переделывать заново, либо вычёркивать из проектно-сметной документации те объёмы чёрного щебня (пропитанного битумом), которые не были использованы.
Помимо дорожной одежды, по всей видимости, экономят также на плитке и бортовых камнях. Инженер отдела строительного контроля Ольга Кокшарова при осмотре привезённого на стройку бортового камня обнаружила, что имеется лишь один поддон качественного бордюрного камня – вероятно, для того чтобы получить паспорт качества. Остальной же бортовой камень на вид некондиционный. Те же самые вопросы к плитке, которая, судя по её виду, впитывает влагу и, возможно, ранее где-то уже использовалась. Поставщики плитки в разговоре с Грибковым подтвердили, что исполнители работ у них заказывали как стандартный, так и некондиционный материал.
Внезапная вырубка деревьев
В ходе выполнения контракта подрядчик неоднократно отходил от изначального проекта. Так, видимо, в целях упрощения работ, вырубили зелёные насаждения, которые по изначальному проекту предполагалось сохранить. В результате Павел Грибков написал заявление в Камышловскую межрайонную прокуратуру с просьбой разобраться, почему вместо сноса 19 деревьев на первой очереди подрядчик вырубил 32, а на второй, согласно проекту, должно было остаться 12 деревьев, но и они оказались уничтожены.
Надзорное ведомство, в свою очередь, перенаправило информацию в местную полицию – обращение уже зарегистрировали в Книге учета сообщений о преступлениях и правонарушениях. Теперь полицейские должны разобраться с этой вырубкой.
Согласно документации, ель должна быть при посадке от 1,5 до 2 метров высотой
К деревьям, высаживаемым взамен, тоже возникают вопросы. Так, ель, высота которой по документам должна составлять 1,5 – 2 метра, по факту сейчас едва выше метра – и это при том, что высажена она была ещё осенью 2020 года. По актам эти работы уже приняты – она оплачена как полутора-двухметровая.
Отношение к памятникам архитектуры
Участок улицы Карла Маркса, который решили благоустроить, неспроста назвали «Жемчужины купеческого квартала» – здесь расположены сразу несколько объектов культурного наследия – здания постройки XIX – начала XX века. Особенностью исторических зданий Камышлова является то, что многие из них построены на фундаменте из опоки (окаменелая глина), а не из камня. К гидроизоляции в этом случае нужно относиться с особым вниманием. Но на практике тротуар сделали так, что дождевым осадкам, наоборот, облегчили путь к фундаментам и подвалам зданий – без отмостки и необходимых уклонов.
Заключение историко-культурной экспертизы была выдано спустя более чем полгода после начала работ
Более того, выяснилось, что подрядчик приступил к работам в непосредственной близости к памятникам архитектуры (фактически в их охранной зоне) не имея необходимого в таких случаях по закону заключения историко-культурной экспертизы. После того, как на этот факт обратил внимание Грибков, экспертиза всё-таки была проведена. Акт государственной историко-культурной экспертизы был подписан 11 января 2021 года – спустя более чем полгода после начала работ.
Что за это время успели наворотить рабочие, и какими это последствиями для исторических зданий обернётся, пока говорить сложно – но уже сейчас как минимум видны повреждения кладки и фундаментов, а во время дождей стало заливать подвалы расположенных в этих зданиях магазинов.
Подвал на Карла Маркса,35 теперь регулярно подтапливает после дождя
Фундамент одного из памятников архитектуры на улице Карла Маркса
Повреждения на одном из памятников архитектуры после работ по благоустройству
С ливневой канализацией сели в лужу
Тёмная полоса, виднеющаяся на дне лужи, – это ливневая канализация, по которой должна уходить вода
Другие проблемы выявились в ходе укладки лотков ливневой канализации. Во-первых, оказалось, что канализация не выполняет свою функцию – во время дождя вода скапливается где угодно, но только не отводится по желобу ливнёвки.
Во-вторых, стыки лотков не заделаны должным образом — не проклеены герметиком, вследствие чего пропускают воду. Последствиями такого некачественного монтажа может быть постепенный размыв основания из-под тротуарной плитки.
В-третьих, ширину бетонных стенок обоймы желоба, в который устанавливаются лотки, сначала сделали всего 5 сантиметров при необходимых 20 сантиметрах — эту часть работ также уже пришлось переделывать.
Во время дождей все изъяны монтажа лотков ливневой канализации становятся видны невооружённым взглядом
Нарушать технологию рабочие продолжали даже в присутствии мэра города – пока Алексей Половников давал интервью журналистам нашего издания, они бетонировали желоб ливнёвки, заливая бетон через небрежно выполненную опалубку прямо в жижу грязи.
Мэру Камышлова Алексею Половникову пришлось краснеть за качество работ
«Странные» проектные решения
Местные жители также заметили, что малые архитектурные формы не соответствуют обещанным изначально. Так, появившаяся в историческом квартале скамейка оказалась ниже проектных параметров (высотой 40 см вместо минимальных 50 см) и вообще больше похожей на садовую лавочку, нежели на элемент городского благоустройства.
«Садовая» скамейка оказалась не соответствующей требованиям проекта, а светильники на земле вызывают вопросы относительно своей долговечности
После замечаний жителей подрядчик стал завозить более основательные скамейки. Однако, что делать с оставшейся заактированной «садовой» скамьей непонятно — по всей видимости, она так и останется «белой вороной». Впрочем, новые скамейки тоже оставляют желать лучшего – например, одна из них прибыла в Камышлов без ножки.
Скамейка на трёх ножках, прибывшая в Камышлов для благоустройства
Также камышловцев удивило решение разместить светильники на газоне – возникает вопрос, что будет с шарообразными лежащими на земле фонарями зимой, когда выпадет снег…
Надолго ли?
Под этим участком улицы, реконструируемом в рамках второго этапа благоустройства, проходит водопровод, требующий ремонта
В любом случае благоустройство улицы Карла Маркса в Камышлове выйдет весьма дорогостоящим, но подумали ли о его долговечности?
Мы узнали, что на участке между улицами Урицкого и Маяковского, который реконструируется в рамках второго этапа благоустройства, проложен водопровод, который находится, со слов одного из сотрудников обслуживающей организации, в критически ветхом состоянии. Не получится ли так, что свежеуложенную плитку и малые архитектурные формы в скором времени придётся демонтировать для его ремонта или замены? Такие случаи, увы, случаются. Например, в Екатеринбурге по прошествии лишь года после благоустройства нового участка проспекта Академика Сахарова пришлось вскрывать новые тротуары и велодорожки для прокладки трубы. В Камышлове в таком случае гарантия подрядчика уже действовать не будет, поэтому восстанавливать нарушенное благоустройство наверняка придётся за счёт городских средств.
Отношение местной власти к самому благоустройству несколько удивляет – мэр Камышлова Алексей Половников знакомил с ходом благоустройства спикера свердловского Заксобрания Людмилу Бабушкину. А на сайте регионального парламента подчёркивалось, что все работы будут закончены к осени этого года, также акцентировалось внимание на том, что улица является исторической, что делает проект благоустройства уникальным. Впрочем, к осени 2021 года эту многострадальную улицу вряд ли уже смогут торжественно открыть.
Редакция будет внимательно следить за развитием событий вокруг реализации проекта «Жемчужины купеческого квартала».
Владислав Постников © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19