Возрастное ограничение 18+
Кому придется выплачивать многомиллиардный госдолг Свердловской области?
Раскрываем структуру госдолга, его причины и возможные последствия большой долговой нагрузки
Фото: Юлия Медведева
Государственный долг Свердловской области постоянно растёт. Сегодня стало известно, что сумма долга превысила 114 миллиардов рублей. Мы выяснили структуру обязательств и узнали, за кого свердловский бюджет в случае чего будет выплачивать кредиты. Подробности – в материале veved.ru.
В ответ на запрос «Вечерних Ведомостей» Минфин Свердловской области сообщил, что на 15 января 2021 года государственный долг субъекта составил 114 миллиардов 397 миллионов 800 тысяч рублей. Год назад, в начале января 2020 года, госдолг Свердловской области составлял 77 миллиардов рублей. Таким образом, всего за год долг региона вырос почти в полтора раза.
В течение 2020 года областные власти несколько раз выкладывали на сайте госзакупок заявки на предоставление кредитных линий.
Большую часть заявок взял «Сбербанк», часть кредитов предоставили «Промсвязьбанк», банк «Северный морской путь» и «СКБ-Банк».
Общая сумма кредитов в коммерческих банках сейчас составляет 13,3 миллиарда рублей – это 11,6% в структуре госдолга Свердловской области. Они взяты на условиях от 7,30875% до 7,5 % годовых, срок погашения – в 2021–2024 годах.
29,7% (33,997 млрд рублей) в структуре долга занимают бюджетные кредиты из федерального бюджета – это самый выгодный финансовый инструмент, они взяты под 0,1% годовых. Даты погашения – 2021-2034 годы.
Больше половины в структуре долга (57,6%) занимают ценные бумаги (государственные облигации). Сейчас задолженность по ним составляет 66 миллиардов рублей.
Ещё одна составляющая госдолга – это государственные гарантии, занимающие около 1% в структуре долга. В настоящее время Правительство Свердловской области предоставило гарантию ОАО «Уральский выставочный центр» в размере 1,1 млрд рублей. Это означает, что если «Уральский выставочный центр» не сможет платить по своим обязательствам, долги придётся погашать за счёт областного бюджета.
Бремя выплаты процентов по госдолгу в конечном счёте ложится на свердловских налогоплательщиков – в 2020 году за обслуживание кредитов мы заплатили 4,3 млрд рублей.
Область начала залезать в кредиты во времена губернаторства Евгения Куйвашева. От Эдуарда Росселя региону остался долг в 8 миллиардов рублей, при Александре Мишарине долговая нагрузка выросла до 20 миллиардов. В течение первого срока Куйвашева госдолг стал стремительно расти, преодолев в 2013 году отметку в 33 миллиарда рублей, в 2014 – 49 миллиардов, в 2015 – 66 миллиардов.
Недавно областные власти озвучили прогноз увеличения госдолга до 216 млрд рублей к 2026 году, хотя до этого, наоборот, планировалось его сократить к этому времени до 59,7 млрд рублей. Рост госдолга бывший областной министр финансов Галина Кулаченко объяснила подготовкой к Универсиаде.
По мнению финансового аналитика Константина Селянина, областные власти грамотно и правильно покрывают бюджетный дефицит.
«У нас хорошая структура долга – потому что, с одной стороны, долг достаточно невелик – если сравнить с другими регионами и даже другими странами, то у нас отношение регионального долга к бюджету примерно 35 процентов. 114 миллиардов долга на бюджет порядка 300 миллиардов. Это средний уровень, даже ниже среднего – потому что можно привести в пример Мордовию где 212% соотношение долга к региональному бюджету. Государственный долг Японии более 200%, США – в районе 100%», – рассказал Селянин veved.ru.
Почти треть долга – это самые дешёвые и самые желанные кредиты –бюджетные кредиты федеральные. По словам эксперта, они обходятся в 0,1 процента годовых. «Если посмотреть по практике, то это условно возвратные суммы, их вроде бы и надо возвратить, но некоторым регионам Минфин достаточно регулярно их прощает. Это самые желательные для региона с точки зрения стоимости заемные деньги. Другое дело, что могут дать их, конечно, не всем – это зависит от решений наших федеральных властей, от пробивных возможностей губернатора и т.д. Мы же не Чечня, которой дают столько, сколько попросят», – считает аналитик.
Кроме этого, по словам Константина Селянина, банки с удовольствием дают кредиты Свердловской области, так как кредитный рейтинг у области высокий: «Эти займы берут уже по рыночным ставкам: в начале прошлого года ставка была 7 процентов, в конце 2020 года можно было уже занять под 5,2% годовых».
Большая часть госдолга Свердловской области приходится на облигации. И это, по мнению эксперта, лучший способ кредитования для нашего региона. «Да, облигации обходятся не так дешево, как федеральные кредиты, это по рыночным ставкам. Но ими управлять проще. Область наша выпускает облигации с 2014 года. Сегодня по облигациям где-то 5–5,5% ставки (доходность погашения облигаций), и грамотно составленный облигационный портфель позволяет ими еще и управлять: допустим, к погашению одного выпуска приурочить выпуск другой, то есть перекредитоваться, – говорит Селянин, – Банк может с этим согласиться или нет, а рынок более предсказуем – тут нет зависимости от одного банка или нескольких. Потому что покупают облигации не только банки, покупают и различные фонды, и пенсионные фонды, и те же физические лица. В портфеле многих управляющих компаний есть облигации».
Интересно, что правительство Свердловской области берёт в долг для покрытия дефицита областного бюджета, при этом увеличению дефицита способствуют огромные траты на Универсиаду.
После последних корректировок на проведение Универсиады 2023 года из бюджета Свердловской области планируется выделить 34 миллиарда рублей. Изначально эта сумма составляла 24 миллиарда рублей, но после корректировки она возросла, в то время как доля федерального финансирования снизилась до 10,9 млрд рублей.
Константин Селянин считает, что от Универсиады вообще стоит отказаться.
«34 миллиарда это 10 % годового бюджета. Вот мое мнение, как экономиста и как жителя Екатеринбурга, Свердловской области: нужно отказаться от Универсиады. Ну почему мы должны тратить огромные средства в наших условиях не на борьбу с коронавирусом, не на поддержку предпринимателей, не на совершенствование инфраструктуры – постройки дорог и так далее, а на Универсиаду? Я не вижу каких-то серьезных выгод от Универсиады. Это опять будут соревнования, где мы будем сами с собой соревноваться, где будут российские профессиональные атлеты с любителями из других стран. Это не соревнования. Это просто какой-то «зашквар», как сейчас молодежь говорит. И второе, я не видел ни одного технико-экономического убедительного обоснования, с точки зрения экономики, которые бы доказывали, что да, действительно, это принесет выгоду региону. То есть это на уровне благоглупостей «построим новую гостиницу. Приедет много людей», – уверен Селянин.
Самая главная опасность, по мнению эксперта Селянина, что бюджет Свердловской области на 2021 год сверстан слишком оптимистично.
«Составители бюджета и на уровне региона, и на уровне страны уверены, что будет экономический рост в 2021 году, что не будет новых волн коронавируса, что у меня вызывает сомнения. И может оказаться так, что запланированный дефицит бюджета может оказаться намного больше – мы можем столкнуться либо с тем, что соберем гораздо меньше налогов, прежде всего налогов на прибыль, либо мы можем фактически больше понести расходов, в том числе и на здравоохранение», – говорит Селянин.
По словам аналитика, это может привести к необходимости еще больше наращивать долг.
«И если мы это будем делать слишком рьяно, и не заботиться о развитии собственной экономики региона, то может быть через 2-3 года мы подойдем к вот этой опасной черте, которую я бы оценил примерно в 250 миллиардов рублей долга.
Опасность представляет не столько нынешний долг, сколько то, что если других мер, в том числе по развитию экономики региона, предприниматься не будет, то мы через несколько лет столкнемся с долговым кризисом Свердловской области», – подытожил Селянин.
Добавив при этом, что для покрытия дефицита бюджета, помимо привлечения кредитных средств, есть всего два способа – повышение налогов и рост экономики, и у областных властей ограничены возможности их задействовать.
В ответ на запрос «Вечерних Ведомостей» Минфин Свердловской области сообщил, что на 15 января 2021 года государственный долг субъекта составил 114 миллиардов 397 миллионов 800 тысяч рублей. Год назад, в начале января 2020 года, госдолг Свердловской области составлял 77 миллиардов рублей. Таким образом, всего за год долг региона вырос почти в полтора раза.
В течение 2020 года областные власти несколько раз выкладывали на сайте госзакупок заявки на предоставление кредитных линий.
Большую часть заявок взял «Сбербанк», часть кредитов предоставили «Промсвязьбанк», банк «Северный морской путь» и «СКБ-Банк».
Структура долга
Общая сумма кредитов в коммерческих банках сейчас составляет 13,3 миллиарда рублей – это 11,6% в структуре госдолга Свердловской области. Они взяты на условиях от 7,30875% до 7,5 % годовых, срок погашения – в 2021–2024 годах.
29,7% (33,997 млрд рублей) в структуре долга занимают бюджетные кредиты из федерального бюджета – это самый выгодный финансовый инструмент, они взяты под 0,1% годовых. Даты погашения – 2021-2034 годы.
Больше половины в структуре долга (57,6%) занимают ценные бумаги (государственные облигации). Сейчас задолженность по ним составляет 66 миллиардов рублей.
Ещё одна составляющая госдолга – это государственные гарантии, занимающие около 1% в структуре долга. В настоящее время Правительство Свердловской области предоставило гарантию ОАО «Уральский выставочный центр» в размере 1,1 млрд рублей. Это означает, что если «Уральский выставочный центр» не сможет платить по своим обязательствам, долги придётся погашать за счёт областного бюджета.
Бремя выплаты процентов по госдолгу в конечном счёте ложится на свердловских налогоплательщиков – в 2020 году за обслуживание кредитов мы заплатили 4,3 млрд рублей.
История госдолга
Область начала залезать в кредиты во времена губернаторства Евгения Куйвашева. От Эдуарда Росселя региону остался долг в 8 миллиардов рублей, при Александре Мишарине долговая нагрузка выросла до 20 миллиардов. В течение первого срока Куйвашева госдолг стал стремительно расти, преодолев в 2013 году отметку в 33 миллиарда рублей, в 2014 – 49 миллиардов, в 2015 – 66 миллиардов.
Недавно областные власти озвучили прогноз увеличения госдолга до 216 млрд рублей к 2026 году, хотя до этого, наоборот, планировалось его сократить к этому времени до 59,7 млрд рублей. Рост госдолга бывший областной министр финансов Галина Кулаченко объяснила подготовкой к Универсиаде.
Госдолг в сотни миллиардов – это плохо?
По мнению финансового аналитика Константина Селянина, областные власти грамотно и правильно покрывают бюджетный дефицит.
«У нас хорошая структура долга – потому что, с одной стороны, долг достаточно невелик – если сравнить с другими регионами и даже другими странами, то у нас отношение регионального долга к бюджету примерно 35 процентов. 114 миллиардов долга на бюджет порядка 300 миллиардов. Это средний уровень, даже ниже среднего – потому что можно привести в пример Мордовию где 212% соотношение долга к региональному бюджету. Государственный долг Японии более 200%, США – в районе 100%», – рассказал Селянин veved.ru.
Почти треть долга – это самые дешёвые и самые желанные кредиты –бюджетные кредиты федеральные. По словам эксперта, они обходятся в 0,1 процента годовых. «Если посмотреть по практике, то это условно возвратные суммы, их вроде бы и надо возвратить, но некоторым регионам Минфин достаточно регулярно их прощает. Это самые желательные для региона с точки зрения стоимости заемные деньги. Другое дело, что могут дать их, конечно, не всем – это зависит от решений наших федеральных властей, от пробивных возможностей губернатора и т.д. Мы же не Чечня, которой дают столько, сколько попросят», – считает аналитик.
Кроме этого, по словам Константина Селянина, банки с удовольствием дают кредиты Свердловской области, так как кредитный рейтинг у области высокий: «Эти займы берут уже по рыночным ставкам: в начале прошлого года ставка была 7 процентов, в конце 2020 года можно было уже занять под 5,2% годовых».
Большая часть госдолга Свердловской области приходится на облигации. И это, по мнению эксперта, лучший способ кредитования для нашего региона. «Да, облигации обходятся не так дешево, как федеральные кредиты, это по рыночным ставкам. Но ими управлять проще. Область наша выпускает облигации с 2014 года. Сегодня по облигациям где-то 5–5,5% ставки (доходность погашения облигаций), и грамотно составленный облигационный портфель позволяет ими еще и управлять: допустим, к погашению одного выпуска приурочить выпуск другой, то есть перекредитоваться, – говорит Селянин, – Банк может с этим согласиться или нет, а рынок более предсказуем – тут нет зависимости от одного банка или нескольких. Потому что покупают облигации не только банки, покупают и различные фонды, и пенсионные фонды, и те же физические лица. В портфеле многих управляющих компаний есть облигации».
Универсиада вгоняет область в долги
Интересно, что правительство Свердловской области берёт в долг для покрытия дефицита областного бюджета, при этом увеличению дефицита способствуют огромные траты на Универсиаду.
После последних корректировок на проведение Универсиады 2023 года из бюджета Свердловской области планируется выделить 34 миллиарда рублей. Изначально эта сумма составляла 24 миллиарда рублей, но после корректировки она возросла, в то время как доля федерального финансирования снизилась до 10,9 млрд рублей.
Константин Селянин считает, что от Универсиады вообще стоит отказаться.
«34 миллиарда это 10 % годового бюджета. Вот мое мнение, как экономиста и как жителя Екатеринбурга, Свердловской области: нужно отказаться от Универсиады. Ну почему мы должны тратить огромные средства в наших условиях не на борьбу с коронавирусом, не на поддержку предпринимателей, не на совершенствование инфраструктуры – постройки дорог и так далее, а на Универсиаду? Я не вижу каких-то серьезных выгод от Универсиады. Это опять будут соревнования, где мы будем сами с собой соревноваться, где будут российские профессиональные атлеты с любителями из других стран. Это не соревнования. Это просто какой-то «зашквар», как сейчас молодежь говорит. И второе, я не видел ни одного технико-экономического убедительного обоснования, с точки зрения экономики, которые бы доказывали, что да, действительно, это принесет выгоду региону. То есть это на уровне благоглупостей «построим новую гостиницу. Приедет много людей», – уверен Селянин.
Какой размер госдолга станет опасным?
Самая главная опасность, по мнению эксперта Селянина, что бюджет Свердловской области на 2021 год сверстан слишком оптимистично.
«Составители бюджета и на уровне региона, и на уровне страны уверены, что будет экономический рост в 2021 году, что не будет новых волн коронавируса, что у меня вызывает сомнения. И может оказаться так, что запланированный дефицит бюджета может оказаться намного больше – мы можем столкнуться либо с тем, что соберем гораздо меньше налогов, прежде всего налогов на прибыль, либо мы можем фактически больше понести расходов, в том числе и на здравоохранение», – говорит Селянин.
По словам аналитика, это может привести к необходимости еще больше наращивать долг.
«И если мы это будем делать слишком рьяно, и не заботиться о развитии собственной экономики региона, то может быть через 2-3 года мы подойдем к вот этой опасной черте, которую я бы оценил примерно в 250 миллиардов рублей долга.
Опасность представляет не столько нынешний долг, сколько то, что если других мер, в том числе по развитию экономики региона, предприниматься не будет, то мы через несколько лет столкнемся с долговым кризисом Свердловской области», – подытожил Селянин.
Добавив при этом, что для покрытия дефицита бюджета, помимо привлечения кредитных средств, есть всего два способа – повышение налогов и рост экономики, и у областных властей ограничены возможности их задействовать.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.