Возрастное ограничение 18+
«В клиниках Екатеринбурга необходимо навести порядок»
В распоряжение «Вечерних Ведомостей» попала аналитическая записка о состоянии дел в екатеринбургских медучреждениях
Источники нашего издания сообщают, что документ этот хоть и готовился по совершенно другому поводу, попал на глаза губернатору Мишарину. Главный вывод из этого документа: финансируются городские медучреждения и структура в целом хорошо и даже очень, и уж во всяком случае – в полном объеме. А вот эффективность их работы не выдерживает никакой критики. При высоком уровне финансирования городские медучреждения проигрывают в качестве работы областным клиникам. Судя по всему, на основе попавшего в редакцию «ВВ» документа на уровне руководства области будут приниматься довольно жесткие решения. Но пока, уважаемые читатели, расскажем вам, в чем суть.
В докладе особо отмечается: больше всего жалоб на качество и доступность медицинских услуг в Свердловской области поступает именно из Екатеринбурга. Хотя, казалось бы, «столица Среднего Урала»... Кроме того, проблема нехватки кадров, низкие зарплаты врачей, вымогательство денег у пациентов и полный провал начатой предыдущим губернатором программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Начинается документ, можно сказать, с позитива – с указания внушительной цифры общего количества медучреждений. В Екатеринбурге их 694; правда, при этом есть уточнение: 611 из них, как указано в докладе, – частные. Отметим, что под понятие «частное медучреждение» подпадают и частные стоматологические кабинеты, стоящие сегодня чуть ли не на каждом углу, и кабинеты всевозможных консультаций, и тому подобное. Так что получается, что в Екатеринбурге около 80 городских учреждений здравоохранения. А общее количество медработников составляет 6,4 тысячи человек.
Врачей в Екатеринбурге много, но только не тех, которые на самом деле нужны
При этом в докладе отмечается: «Уровень госпитализации жителей города составил 19,9 на 100 человек, при нормативе 19,6, что говорит о хорошей доступности для населения стационарной помощи на всех уровнях», т. е. больниц и мест в них хватает. Но тут есть два существенных «но». Во-первых, в 2011 году количество коек в больницах планируется сократить: с нынешних 7943 до 7400. А во-вторых, как отмечается в докладе, в Екатеринбурге наблюдается сильный перекос, при котором количество «специализированных» коек, т. е. предназначенных лишь для больных с какими-то выявленными конкретными заболеваниями, существенно больше, чем допускает норматив, в ущерб, естественно, местам для «неспециализированных». А именно: при том что, согласно нормативам, на 1 специализированное место должно быть 4 в «общей» палате, по факту в Екатеринбурге соотношение совершенно иное – 41 % специализированных против 56 % мест «первичной санитарной помощи».
И тут мы подходим, пожалуй, к наиболее существенным недостаткам екатеринбургских больниц, обозначенным в докладе. В городе не хватает участковых терапевтов. Их в полтора раза меньше, чем должно быть по нормативам: 306 врачей, многие из которых работают сразу на несколько участков, при том что по нормативу должно быть 691. Как результат – «уплотнение» участков, призванное распределить среди ограниченного числа специалистов как можно большее количество населения. Так, в докладе приводятся примеры своеобразных «рекордов»: в ЦГБ № 23 на одного врача приходится 4653 подопечных, а в ЕКДЦ – и вовсе 6318, что почти в два раза больше, чем должно быть по нормативам, отмечается в документе. Как итог, эффективность работы врачей, согласно аналитической записке, составляет 90 %, т. е. врачи просто не успевают принять всех. А тем, кто умудрился попасть в кабинет к врачу, не уделяют достаточного внимания для оказания квалифицированной помощи.
Зарплаты врачей 3 года стоят на месте, вместо них растут размеры соплатежей-поборов
При этом количество врачебных кадров не всегда мало. Наоборот, по некоторым позициям больницы города давно уже «перевыполнили» все мыслимые планы и нормы. Так, согласно докладу, аллергологов-иммунологов у нас в 4 раза больше, чем нужно, гематологов – в 2 раза, а нефрологов – вообще в 10 раз. В принципе, понять врачей можно: «узкоспециализированному», как уникальному специалисту в какой-то области, платят больше, чем врачу «общей практики», вот они и стараются такую специализацию приобрести, а больницы, чтобы не терять врача, под данного специалиста создают место.
Но в итоге получается, что в связи с нехваткой участковых, которые могли бы поставить правильный предварительный диагноз, человек ставится перед выбором: либо ждать долго в очереди, мужественно превозмогая свои недуги, пока к врачу не попадет, либо попытаться поставить предварительный диагноз самому и самостоятельно определить, к какому специализированному врачу идти. Ну, а тот потом кладет его на специализированную койку и лечит, вполне возможно, совсем не от того, что болит на самом деле. И вполне вероятно – за большие деньги.
Как и с врачами, в Екатеринбурге слишком много специализированных коек и не хватает тех, что нужны для первичного осмотра и помощи
Как результат подобной практики – у населения попросту падает доверие к врачам и медицине вообще, что нашло свое отражение и в докладе. Так, количество обращений граждан к врачам, при нормативе 8,7 на каждого жителя, составляет 8,1. При этом, если в областных учреждениях здравоохранения этот показатель растет, по Екатеринбургу, наоборот, с каждым годом становится все меньше. Люди просто перестают обращаться в поликлинику, понимая, что там им мало чем смогут помочь. Да и не только в этом дело.
Как следует из доклада, городские больницы никак не хотят расставаться с некоторыми из своих привычных статей дохода. «К сожалению, отмечается наличие соплатежей населения по видам помощи, входящим в территориальную программу (это и консультации специалистов, обследование, приобретение расходных материалов и лекарств в стационаре). Люди не должны платить за это, но они платят», – говорится в документе. Для многих городских семей вот эти строчки, пожалуй, самое страшное. Ведь городские больницы зачастую вместо оказания бесплатной помощи просто опустошают кошельки граждан.
Объемы закрепленного за участковыми населения более чем в 2 раза превышают нормативы. Самые проблемные места докладчик даже отдельно, от руки, отметил перед заседанием
Ну и, наконец, широко разрекламированная еще при прошлом губернаторе программа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Эффективность ее оказалась отрицательной: как показывают цифры в отчете, если в 2007 году, до ее запуска, удавалось выявлять на ранних стадиях 5,6 случаев на 1000 человек, то в 2010-м этот показатель составил 5,2 выявленных заболеваний на тысячу. И ладно, если бы причина была в том, что «сердечная» проблема вдруг перестала быть актуальной, но нет! «В структуре смертности жителей ЕКБ первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания», – отмечается в докладе.
И на этом фоне уж совсем привычно и оттого незаметно выглядит тезис о том, что зарплата врачей не меняется уже 3 года, да еще при этом, опять же в Екатеринбурге, медперсонал получает, как это ни удивительно, чуть меньше, чем аналогичные специалисты в области. И это при постоянно растущем финансировании из бюджетов разных уровней!
Основной источник дохода по платным услугам – «это личные средства граждан», отмечается в докладе
Как итог, вывод в конце доклада: «При внушительных цифрах финансирования в целом – 11 млрд рублей, большом объеме финансовых средств из федерального и областного бюджетов – 2,7 млрд рублей, почти 50 % всех средств ОМС области, поступающих в ЛПУ города, мы имеем не самую эффективную модель здравоохранения: низкую доступность из-за отсутствия участковых терапевтов и продолжающегося увеличения количества обслуживаемого населения на одном участке, как следствие – большие очереди и рост жалоб от населения, избыток коечного фонда и узких специалистов при их низкой загрузке, невысокую заработную плату врачей за счет перекосов в штатном расписании и распределении фонда оплаты труда».
Эти выводы для городского здравоохранения крайне неутешительны. Как и для всех жителей Екатеринбурга, которые и до появления данного документа особого доверия к местным учреждениям здравоохранения не испытывали. Прогноз тут может быть только один: в ближайшее время на уровне руководства региона будут приняты очень серьезные решения для наведения порядка в клиниках Екатеринбурга. И последуют самые строгие меры по отношению к нерадивым управленцам, которым горожане вынуждены доверять заботу о своем здоровье, без особой надежды на реальную помощь. Мы будем следить за развитием событий в сфере уральского здравоохранения.
В докладе особо отмечается: больше всего жалоб на качество и доступность медицинских услуг в Свердловской области поступает именно из Екатеринбурга. Хотя, казалось бы, «столица Среднего Урала»... Кроме того, проблема нехватки кадров, низкие зарплаты врачей, вымогательство денег у пациентов и полный провал начатой предыдущим губернатором программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Начинается документ, можно сказать, с позитива – с указания внушительной цифры общего количества медучреждений. В Екатеринбурге их 694; правда, при этом есть уточнение: 611 из них, как указано в докладе, – частные. Отметим, что под понятие «частное медучреждение» подпадают и частные стоматологические кабинеты, стоящие сегодня чуть ли не на каждом углу, и кабинеты всевозможных консультаций, и тому подобное. Так что получается, что в Екатеринбурге около 80 городских учреждений здравоохранения. А общее количество медработников составляет 6,4 тысячи человек.
Врачей в Екатеринбурге много, но только не тех, которые на самом деле нужны
При этом в докладе отмечается: «Уровень госпитализации жителей города составил 19,9 на 100 человек, при нормативе 19,6, что говорит о хорошей доступности для населения стационарной помощи на всех уровнях», т. е. больниц и мест в них хватает. Но тут есть два существенных «но». Во-первых, в 2011 году количество коек в больницах планируется сократить: с нынешних 7943 до 7400. А во-вторых, как отмечается в докладе, в Екатеринбурге наблюдается сильный перекос, при котором количество «специализированных» коек, т. е. предназначенных лишь для больных с какими-то выявленными конкретными заболеваниями, существенно больше, чем допускает норматив, в ущерб, естественно, местам для «неспециализированных». А именно: при том что, согласно нормативам, на 1 специализированное место должно быть 4 в «общей» палате, по факту в Екатеринбурге соотношение совершенно иное – 41 % специализированных против 56 % мест «первичной санитарной помощи».
И тут мы подходим, пожалуй, к наиболее существенным недостаткам екатеринбургских больниц, обозначенным в докладе. В городе не хватает участковых терапевтов. Их в полтора раза меньше, чем должно быть по нормативам: 306 врачей, многие из которых работают сразу на несколько участков, при том что по нормативу должно быть 691. Как результат – «уплотнение» участков, призванное распределить среди ограниченного числа специалистов как можно большее количество населения. Так, в докладе приводятся примеры своеобразных «рекордов»: в ЦГБ № 23 на одного врача приходится 4653 подопечных, а в ЕКДЦ – и вовсе 6318, что почти в два раза больше, чем должно быть по нормативам, отмечается в документе. Как итог, эффективность работы врачей, согласно аналитической записке, составляет 90 %, т. е. врачи просто не успевают принять всех. А тем, кто умудрился попасть в кабинет к врачу, не уделяют достаточного внимания для оказания квалифицированной помощи.
Зарплаты врачей 3 года стоят на месте, вместо них растут размеры соплатежей-поборов
При этом количество врачебных кадров не всегда мало. Наоборот, по некоторым позициям больницы города давно уже «перевыполнили» все мыслимые планы и нормы. Так, согласно докладу, аллергологов-иммунологов у нас в 4 раза больше, чем нужно, гематологов – в 2 раза, а нефрологов – вообще в 10 раз. В принципе, понять врачей можно: «узкоспециализированному», как уникальному специалисту в какой-то области, платят больше, чем врачу «общей практики», вот они и стараются такую специализацию приобрести, а больницы, чтобы не терять врача, под данного специалиста создают место.
Но в итоге получается, что в связи с нехваткой участковых, которые могли бы поставить правильный предварительный диагноз, человек ставится перед выбором: либо ждать долго в очереди, мужественно превозмогая свои недуги, пока к врачу не попадет, либо попытаться поставить предварительный диагноз самому и самостоятельно определить, к какому специализированному врачу идти. Ну, а тот потом кладет его на специализированную койку и лечит, вполне возможно, совсем не от того, что болит на самом деле. И вполне вероятно – за большие деньги.
Как и с врачами, в Екатеринбурге слишком много специализированных коек и не хватает тех, что нужны для первичного осмотра и помощи
Как результат подобной практики – у населения попросту падает доверие к врачам и медицине вообще, что нашло свое отражение и в докладе. Так, количество обращений граждан к врачам, при нормативе 8,7 на каждого жителя, составляет 8,1. При этом, если в областных учреждениях здравоохранения этот показатель растет, по Екатеринбургу, наоборот, с каждым годом становится все меньше. Люди просто перестают обращаться в поликлинику, понимая, что там им мало чем смогут помочь. Да и не только в этом дело.
Как следует из доклада, городские больницы никак не хотят расставаться с некоторыми из своих привычных статей дохода. «К сожалению, отмечается наличие соплатежей населения по видам помощи, входящим в территориальную программу (это и консультации специалистов, обследование, приобретение расходных материалов и лекарств в стационаре). Люди не должны платить за это, но они платят», – говорится в документе. Для многих городских семей вот эти строчки, пожалуй, самое страшное. Ведь городские больницы зачастую вместо оказания бесплатной помощи просто опустошают кошельки граждан.
Объемы закрепленного за участковыми населения более чем в 2 раза превышают нормативы. Самые проблемные места докладчик даже отдельно, от руки, отметил перед заседанием
Ну и, наконец, широко разрекламированная еще при прошлом губернаторе программа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Эффективность ее оказалась отрицательной: как показывают цифры в отчете, если в 2007 году, до ее запуска, удавалось выявлять на ранних стадиях 5,6 случаев на 1000 человек, то в 2010-м этот показатель составил 5,2 выявленных заболеваний на тысячу. И ладно, если бы причина была в том, что «сердечная» проблема вдруг перестала быть актуальной, но нет! «В структуре смертности жителей ЕКБ первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания», – отмечается в докладе.
И на этом фоне уж совсем привычно и оттого незаметно выглядит тезис о том, что зарплата врачей не меняется уже 3 года, да еще при этом, опять же в Екатеринбурге, медперсонал получает, как это ни удивительно, чуть меньше, чем аналогичные специалисты в области. И это при постоянно растущем финансировании из бюджетов разных уровней!
Основной источник дохода по платным услугам – «это личные средства граждан», отмечается в докладе
Как итог, вывод в конце доклада: «При внушительных цифрах финансирования в целом – 11 млрд рублей, большом объеме финансовых средств из федерального и областного бюджетов – 2,7 млрд рублей, почти 50 % всех средств ОМС области, поступающих в ЛПУ города, мы имеем не самую эффективную модель здравоохранения: низкую доступность из-за отсутствия участковых терапевтов и продолжающегося увеличения количества обслуживаемого населения на одном участке, как следствие – большие очереди и рост жалоб от населения, избыток коечного фонда и узких специалистов при их низкой загрузке, невысокую заработную плату врачей за счет перекосов в штатном расписании и распределении фонда оплаты труда».
Эти выводы для городского здравоохранения крайне неутешительны. Как и для всех жителей Екатеринбурга, которые и до появления данного документа особого доверия к местным учреждениям здравоохранения не испытывали. Прогноз тут может быть только один: в ближайшее время на уровне руководства региона будут приняты очень серьезные решения для наведения порядка в клиниках Екатеринбурга. И последуют самые строгие меры по отношению к нерадивым управленцам, которым горожане вынуждены доверять заботу о своем здоровье, без особой надежды на реальную помощь. Мы будем следить за развитием событий в сфере уральского здравоохранения.
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.