Наша миссия – подготовка инженеров XXI века
Ломая общественные стереотипы, УрФУ повышает авторитет «технаря»
20.10.2011
Индустриальный центр России, Свердловская область, да и вся страна столкнулись с проблемой нехватки инженерно-технических кадров. Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда подходит к концу эпоха специалистов стандарта советского образования. Эксперты уверяют, что через 5–10 лет, при данном положении дел, на предприятиях региона работать будет просто некому. Между тем решение уже найдено. Созданный в этом году Уральский федеральный университет способен направлять подготовленных инженеров на предприятия не только Свердловской области, но и всей России, и даже зарубежных стран. Подробнее – в интервью «Вечерних Ведомостей» с ректором УрФУ Виктором Кокшаровым, проректором по экономике и стратегическому развитию Даниилом Сандлером, а также с проректором по учебной части Сергеем Князевым.
– Виктор Анатольевич, скажите, сколько в этом году поступило абитуриентов на технические и естественно-научные факультеты?
В. Кокшаров: Если быть точным, то в этом году на эти направления поступило 84,2 % всех абитуриентов. Это значит, что даже после объединения вузов нашим приоритетом остается подготовка кадров, которые в будущем обеспечат эффективное развитие экономики и ее модернизацию.
– Известно, что сейчас большинство школьников стремятся поступать на гуманитарные направления, такие как экономика и юриспруденция. Предпринимается ли что-нибудь руководством вуза для привлечения абитуриентов именно на технические специальности?
В. Кокшаров: Для того чтобы стимулировать приток талантливых абитуриентов, мы используем различные приемы. Это и проведение различных олимпиад, в том числе и всероссийских, по математике, физике, экономике, истории. И ребятам, которые становятся призерами всероссийских и межрегиональных олимпиад, их победа засчитывается за 100 баллов ЕГЭ. То есть фактически они получают преимущество при поступлении в наш вуз по той дисциплине, по которой проходит олимпиада.
Кроме того, мы проводим и другие мероприятия. Например, в этом году мы впервые провели физико-математический турнир на приз ректора. На него приехали 560 ребят из 80 муниципальных образований не только нашей области, но и соседних регионов. Также мы проводим чемпионаты по спортивному программированию среди школьников. Кстати, один из победителей соревнования, будучи уже нашим студентом, стал «бронзовым» чемпионом мира.
Мы считаем, что проведение таких мероприятий стимулирует интерес детей к естественно-научным дисциплинам, которые являются основными при поступлении на инженерно-технические направления подготовки.
– А проводится ли еще какая-нибудь работа со школами, кроме организации олимпиад?
В. Кокшаров: Конечно, у нас очень серьезная программа совместной работы со школами. Надо отметить, что УрФУ заключил договоры с более чем сотней общеобразовательных школ по совместной работе. Мы направляем своих преподавателей, взаимодействуем со школьными научными обществами. Проводим экскурсии и дни открытых дверей для школьников. У детей благодаря этому появляется возможность увидеть воочию научное оборудование, пронаблюдать, как проводятся опыты в лабораториях. Тем более что в этом году мы приобрели уникальное научно-учебное оборудование. И у будущих абитуриентов при знакомстве с лабораториями нашего вуза теперь чаще будет возникать желание учиться именно в УрФУ.
Надо сказать, что мы сосредоточили свои усилия на совместной работе со школами, потому что для нас главное – качество знаний тех, кто к нам поступает. Мы также понимаем, что достижение этих целей невозможно без подготовки учителей. Поэтому за счет наших ресурсов мы ведем переподготовку учителей-естественников, предоставляя свои электронные ресурсы, а также технику для проведения тестирования детей и учителей.
С. Князев: Кроме этого, мы создали координационный совет по работе с талантливой молодежью – в него войдут школы, с которыми мы активно сотрудничаем. У нас есть профильные классы в некоторых школах. Такие классы имеются у металлургического и физико-технического факультетов, 28 классов – у радиофака. Таким образом, мы добиваемся от учеников целевого стремления поступить в конкретный институт. И нужно отметить, что такие меры очень эффективно действуют.
В. Кокшаров: Для привлечения талантливых абитуриентов мы также установили особые меры стимулирования, заключающиеся в специально разработанной программе стипендий. Вы, наверное, уже слышали, что наши студенты, обучающиеся на технических направлениях и набравшие 220 баллов по ЕГЭ, получают 5 тысяч рублей ежемесячно. В этом году таких у нас 460.
– А откуда идут деньги на эти выплаты?
В. Кокшаров: Университет дополнительно стимулирует талантливых детей из внебюджетных средств вуза. На эту стипендию могут рассчитывать студенты инженерно-технических и естественно-научных направлений, у которых результат по ЕГЭ – 220 баллов и выше. Для гуманитариев, к сожалению, такое стимулирование не предусмотрено.
С. Князев: И кроме того, студентам инженерам и естественникам предоставляются на все время обучения нетбуки с доступом в сеть Интернет и всем необходимым программным обеспечением.
– Виктор Анатольевич, губернатор Александр Мишарин не раз говорил о том, что в настоящее время вузами области слишком много выпускается юристов и экономистов и не хватает инженерных кадров. Так ли это на самом деле? И насколько УрФУ исправит или уже исправляет данную ситуацию?
В. Кокшаров: К сожалению, это так. Большая нехватка кадров ощущается на металлургических предприятиях, предприятиях строительного комплекса, связи (несмотря на то, что сейчас достаточно много готовят специалистов). И для того, чтобы исправить эту ситуацию, как раз мы и существуем. Фактически Уральский федеральный университет и призван заниматься подготовкой именно инженерных кадров не только для предприятий, но и для науки.
Мы разрабатываем новые образовательные программы, с этого года мы полностью перешли на двухуровневую систему образования – бакалавриат и магистратуру. Для этого пришлось разработать огромное количество образовательных программ – 269 для бакалавриата и 189 для магистратуры. В прошлом году в 6 раз меньше было и того и другого. Более полутора тысяч профессоров над этим работали, причем работали в тесной связке с промышленными предприятиями, потому что сейчас мы внедряем федеральный образовательный стандарт третьего поколения, в основе которого лежит компетентный подход.
– А что это значит, «компетентный подход»?
В. Кокшаров: Если раньше давали знания и информацию, сейчас главное, чтобы студент на выходе из вуза обладал компетенциями, которые сразу помогут ему включиться в производство. Более того, в самих стандартах есть требование, что не менее 20 % преподавательских дисциплин должно осуществляться с привлечением специалистов-практиков с предприятий. Поэтому мы сейчас активно развиваем давние отношения с предприятиями-партнерами. Более того, почти 800 представителей предприятий у нас уже поучаствовали в разработке конкретных образовательных программ, в которых очень большой упор сделан на практическую часть.
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров
Кроме того, мы серьезно занимаемся целевым набором, когда нам от промышленных предприятий приходят абитуриенты на конкретные специальности: на металлургию, на машиностроение, на энергетику, на строительство и так далее. Только в этом году мы приняли 350 таких абитуриентов. Ребята уже ориентированы, мотивированы, понимают, куда они пойдут и чему будут учиться. Им после окончания вуза фактически уже гарантировано рабочее место. Так что связь с предприятиями для нас сегодня это важнейшее звено работы.
– А с какими свердловскими предприятиями сотрудничает УрФУ?
В. Кокшаров: Мы ищем и находим новые формы сотрудничества с производствами. Например, с «НПО Автоматики» мы развернули прямую магистерскую подготовку. На предприятии созданы учебные классы, лаборатории. И ребята, еще не получив магистерского диплома, уже становятся инженерами и конструкторами этого производства.
В следующем году совместно с УГМК мы создадим единый образовательный учебный комплекс рядом со штаб-квартирой УГМК в Верхней Пышме. Эти помещения на данный момент оснащаются современным учебным оборудованием, которое предоставляется как со стороны предприятия, так и с нашей стороны. В этом учебном комплексе будут готовиться магистры по металлургии, а также реализовываться другие образовательные программы, разработанные совместно с УГМК. Например, у нас есть общий проект по гидрометаллургии.
– Можно ли считать, что эта тесная связь с потенциальными работодателями является гарантией того, что в будущем все выпускники, не только «целевики», будут обеспечены рабочими местами?
С. Князев: Да. Сейчас технология построения образовательного процесса изменилась. Если мы раньше готовили специалистов (а у нас в вузе было около 300 специальностей), то сейчас, когда ситуация на рынке труда сильно изменилась и многие промышленные предприятия изменили свою специфику, мы должны менять подход. Поэтому внедрен новый образовательный стандарт. За 4 года дается базовый образовательный фундамент, а потом во время обучения в магистратуре в течение двух лет студента готовят уже к конкретному рабочему месту или продолжению научной работы.
Данный стандарт обучения прежде всего прививает навыки работы в коллективе, в команде, а также предпринимательские способности. Он предполагает и больше самостоятельной работы, интерактивной деятельности, за счет проведения семинаров и коллоквиумов. Поэтому бакалавр – это совсем другое дело, чем специалист.
Именно предприятие определяет нам компетенции, которые обязательно отражаются в образовательной программе. Участие предприятия в образовании также заключается в том, что мы пытаемся перенести весомую часть учебного процесса на территорию предприятия.
В итоге у бакалавра по окончании учебы есть два варианта: уйти на рынок труда либо пойти в магистратуру. Отмечу, что магистерские программы в нашем вузе двух типов. Во-первых, это наука и образование, то есть мы готовим кадры себе. А во-вторых, это инженерное управление, где готовятся кадры под определенного заказчика.
– Скажите, а существуют ли в вузе меры стимулирования талантливой молодежи, обучающейся на инженерно-технических направлениях?
Д. Сандлер: В этом году на поддержку талантливых студентов университет потратит 20 миллионов рублей. В следующем на эти цели предусмотрено денег не меньше.
Хотел бы отметить, что помимо финансового поощрения у нас создана Высшая инженерная школа. То есть на сегодняшний день инженерные кадры и идеологически, и ресурсно стали заканчиваться. Поэтому свою миссию университет, находясь в центре федеральной индустрии, видит как раз в реализации новой модели инженерного образования. Для этого и создана Высшая инженерная школа, которая является центром подготовки и развития новых инженерных программ XXI века. И мы финансируем это направление из своих внебюджетных средств.
Таким образом, УрФУ с точки зрения инфраструктурной и с точки зрения содержательной активно включился в международный процесс. Университет активно устанавливает связи с иностранными вузами, которые тоже видят свою миссию в инженерном образовании.
– С какими, например?
В. Кокшаров: Мы как раз планируем вступить в ассоциацию зарубежных университетов. В настоящее время у нас очень много партнеров среди иностранных вузов. Мы имеем более 300 договоров, начиная от Финляндии и Швеции и заканчивая Испанией.
– Есть ли уже какие-нибудь совместные проекты, интересные для университета?
В. Кокшаров: Сегодня мы пришли к очень привлекательному решению сотрудничества с Французской инженерной школой, которая в современном мире является образцом образования этого направления. Также заключены договоры и с инженерными университетами Италии.
Наши преподаватели и студенты уже ездят на стажировки в европейские вузы. Кроме того, сейчас ведется активная работа по привлечению иностранных преподавателей мирового уровня для проведения научных лекций и преподавания в нашем университете. Уже точно известно, что до конца этого года в УрФУ побывает 8 иностранных профессоров.
То, что мы входим в международное образовательное пространство, это большой стимул для нашего вуза. Потому что, чтобы достигнуть уровня той же Французской инженерной школы, нам еще надо достаточно долго и серьезно поработать, чтобы потом европейцы нас признавали как партнеров именно по выдаче дипломов.
– Виктор Анатольевич, а не может получиться так, что столь тесная связь с зарубежными вузами может спровоцировать в дальнейшем утечку кадров из области и страны?
В. Кокшаров: Вы знаете, большого опасения нет. Во-первых, мы живем все-таки в глобальном образовательном пространстве и так или иначе обмен существует. Другими словами, и к нам будут приезжать, если мы обеспечим достойные условия труда. А у нас, кстати, этот пункт в программе развития есть: для некоторых категорий профессоров мы будем устанавливать уровень зарплаты в 5–7 раз выше, чем средний уровень. И это будет привлекать в том числе и международных специалистов.
А те выпускники нашего вуза, которые уедут, будут делать все возможное для продолжения и укрепления сотрудничества. И мы таких примеров знаем уже немало, когда наши специалисты, работая на Западе, делали все возможное для проведения совместных научных исследований, приглашали наших преподавателей и студентов. В конце концов, мы заинтересованы в интернационализации, иначе мы не станем известными в мировом образовательном пространстве.
– А помимо Европы, с какими-то другими странами или регионами ведется сотрудничество? Насколько нам известно, еще до объединения в УГТУ-УПИ довольно много было студентов из Китая и Монголии.
В. Кокшаров: Безусловно. УрФУ является соучредителем Ассоциации технических университетов в России и Китае. У нас много студентов и из Монголии, и из Китая, и поток их растет. Более того, у нас в этих странах есть очень надежные вузы-партнеры – это и Харбинский технический университет, технический и аэрокосмический университеты в Пекине. И надо сказать, что поток студентов в основном идет оттуда. А если говорить о притоке преподавателей, то он идет в основном из европейских стран. Так что мы работаем на всех фронтах.
– Виктор Анатольевич, скажите, так как все-таки можно сломить менталитет детей, склоняющихся больше к гуманитарным направлениям?
В. Кокшаров: Это стереотип не детей, а общества. Дети же в основном слушаются своих родителей, которые им говорят: «Иди лучше на экономическое направление». Но не совсем понятно, найдет ли он в будущем работу по специальности.
А если в обществе произойдет перелом сознания и придет понимание того, что карьерные перспективы сегодня связаны с инженерно-техническим образованием, то и ситуация изменится. Вот я глубоко уверен, хотя сам гуманитарий, что инженер может получить экономическое образование, если ему это понадобится. А вот, извините меня, экономист вряд ли решится пойти потом на техническую специальность.
Переломом общественного сознания относительно высшего образования нужно заниматься как на уровне университетов, показывая перспективность инженерного образования, так и на государственном уровне.
Беседовал Денис Токарский
– Виктор Анатольевич, скажите, сколько в этом году поступило абитуриентов на технические и естественно-научные факультеты?
В. Кокшаров: Если быть точным, то в этом году на эти направления поступило 84,2 % всех абитуриентов. Это значит, что даже после объединения вузов нашим приоритетом остается подготовка кадров, которые в будущем обеспечат эффективное развитие экономики и ее модернизацию.
– Известно, что сейчас большинство школьников стремятся поступать на гуманитарные направления, такие как экономика и юриспруденция. Предпринимается ли что-нибудь руководством вуза для привлечения абитуриентов именно на технические специальности?
В. Кокшаров: Для того чтобы стимулировать приток талантливых абитуриентов, мы используем различные приемы. Это и проведение различных олимпиад, в том числе и всероссийских, по математике, физике, экономике, истории. И ребятам, которые становятся призерами всероссийских и межрегиональных олимпиад, их победа засчитывается за 100 баллов ЕГЭ. То есть фактически они получают преимущество при поступлении в наш вуз по той дисциплине, по которой проходит олимпиада.
Кроме того, мы проводим и другие мероприятия. Например, в этом году мы впервые провели физико-математический турнир на приз ректора. На него приехали 560 ребят из 80 муниципальных образований не только нашей области, но и соседних регионов. Также мы проводим чемпионаты по спортивному программированию среди школьников. Кстати, один из победителей соревнования, будучи уже нашим студентом, стал «бронзовым» чемпионом мира.
Мы считаем, что проведение таких мероприятий стимулирует интерес детей к естественно-научным дисциплинам, которые являются основными при поступлении на инженерно-технические направления подготовки.
– А проводится ли еще какая-нибудь работа со школами, кроме организации олимпиад?
В. Кокшаров: Конечно, у нас очень серьезная программа совместной работы со школами. Надо отметить, что УрФУ заключил договоры с более чем сотней общеобразовательных школ по совместной работе. Мы направляем своих преподавателей, взаимодействуем со школьными научными обществами. Проводим экскурсии и дни открытых дверей для школьников. У детей благодаря этому появляется возможность увидеть воочию научное оборудование, пронаблюдать, как проводятся опыты в лабораториях. Тем более что в этом году мы приобрели уникальное научно-учебное оборудование. И у будущих абитуриентов при знакомстве с лабораториями нашего вуза теперь чаще будет возникать желание учиться именно в УрФУ.
Надо сказать, что мы сосредоточили свои усилия на совместной работе со школами, потому что для нас главное – качество знаний тех, кто к нам поступает. Мы также понимаем, что достижение этих целей невозможно без подготовки учителей. Поэтому за счет наших ресурсов мы ведем переподготовку учителей-естественников, предоставляя свои электронные ресурсы, а также технику для проведения тестирования детей и учителей.
Проректор по учебной части Сергей Князев |
В. Кокшаров: Для привлечения талантливых абитуриентов мы также установили особые меры стимулирования, заключающиеся в специально разработанной программе стипендий. Вы, наверное, уже слышали, что наши студенты, обучающиеся на технических направлениях и набравшие 220 баллов по ЕГЭ, получают 5 тысяч рублей ежемесячно. В этом году таких у нас 460.
– А откуда идут деньги на эти выплаты?
В. Кокшаров: Университет дополнительно стимулирует талантливых детей из внебюджетных средств вуза. На эту стипендию могут рассчитывать студенты инженерно-технических и естественно-научных направлений, у которых результат по ЕГЭ – 220 баллов и выше. Для гуманитариев, к сожалению, такое стимулирование не предусмотрено.
С. Князев: И кроме того, студентам инженерам и естественникам предоставляются на все время обучения нетбуки с доступом в сеть Интернет и всем необходимым программным обеспечением.
– Виктор Анатольевич, губернатор Александр Мишарин не раз говорил о том, что в настоящее время вузами области слишком много выпускается юристов и экономистов и не хватает инженерных кадров. Так ли это на самом деле? И насколько УрФУ исправит или уже исправляет данную ситуацию?
В. Кокшаров: К сожалению, это так. Большая нехватка кадров ощущается на металлургических предприятиях, предприятиях строительного комплекса, связи (несмотря на то, что сейчас достаточно много готовят специалистов). И для того, чтобы исправить эту ситуацию, как раз мы и существуем. Фактически Уральский федеральный университет и призван заниматься подготовкой именно инженерных кадров не только для предприятий, но и для науки.
Мы разрабатываем новые образовательные программы, с этого года мы полностью перешли на двухуровневую систему образования – бакалавриат и магистратуру. Для этого пришлось разработать огромное количество образовательных программ – 269 для бакалавриата и 189 для магистратуры. В прошлом году в 6 раз меньше было и того и другого. Более полутора тысяч профессоров над этим работали, причем работали в тесной связке с промышленными предприятиями, потому что сейчас мы внедряем федеральный образовательный стандарт третьего поколения, в основе которого лежит компетентный подход.
– А что это значит, «компетентный подход»?
В. Кокшаров: Если раньше давали знания и информацию, сейчас главное, чтобы студент на выходе из вуза обладал компетенциями, которые сразу помогут ему включиться в производство. Более того, в самих стандартах есть требование, что не менее 20 % преподавательских дисциплин должно осуществляться с привлечением специалистов-практиков с предприятий. Поэтому мы сейчас активно развиваем давние отношения с предприятиями-партнерами. Более того, почти 800 представителей предприятий у нас уже поучаствовали в разработке конкретных образовательных программ, в которых очень большой упор сделан на практическую часть.
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров
Кроме того, мы серьезно занимаемся целевым набором, когда нам от промышленных предприятий приходят абитуриенты на конкретные специальности: на металлургию, на машиностроение, на энергетику, на строительство и так далее. Только в этом году мы приняли 350 таких абитуриентов. Ребята уже ориентированы, мотивированы, понимают, куда они пойдут и чему будут учиться. Им после окончания вуза фактически уже гарантировано рабочее место. Так что связь с предприятиями для нас сегодня это важнейшее звено работы.
– А с какими свердловскими предприятиями сотрудничает УрФУ?
В. Кокшаров: Мы ищем и находим новые формы сотрудничества с производствами. Например, с «НПО Автоматики» мы развернули прямую магистерскую подготовку. На предприятии созданы учебные классы, лаборатории. И ребята, еще не получив магистерского диплома, уже становятся инженерами и конструкторами этого производства.
В следующем году совместно с УГМК мы создадим единый образовательный учебный комплекс рядом со штаб-квартирой УГМК в Верхней Пышме. Эти помещения на данный момент оснащаются современным учебным оборудованием, которое предоставляется как со стороны предприятия, так и с нашей стороны. В этом учебном комплексе будут готовиться магистры по металлургии, а также реализовываться другие образовательные программы, разработанные совместно с УГМК. Например, у нас есть общий проект по гидрометаллургии.
– Можно ли считать, что эта тесная связь с потенциальными работодателями является гарантией того, что в будущем все выпускники, не только «целевики», будут обеспечены рабочими местами?
С. Князев: Да. Сейчас технология построения образовательного процесса изменилась. Если мы раньше готовили специалистов (а у нас в вузе было около 300 специальностей), то сейчас, когда ситуация на рынке труда сильно изменилась и многие промышленные предприятия изменили свою специфику, мы должны менять подход. Поэтому внедрен новый образовательный стандарт. За 4 года дается базовый образовательный фундамент, а потом во время обучения в магистратуре в течение двух лет студента готовят уже к конкретному рабочему месту или продолжению научной работы.
Данный стандарт обучения прежде всего прививает навыки работы в коллективе, в команде, а также предпринимательские способности. Он предполагает и больше самостоятельной работы, интерактивной деятельности, за счет проведения семинаров и коллоквиумов. Поэтому бакалавр – это совсем другое дело, чем специалист.
Именно предприятие определяет нам компетенции, которые обязательно отражаются в образовательной программе. Участие предприятия в образовании также заключается в том, что мы пытаемся перенести весомую часть учебного процесса на территорию предприятия.
В итоге у бакалавра по окончании учебы есть два варианта: уйти на рынок труда либо пойти в магистратуру. Отмечу, что магистерские программы в нашем вузе двух типов. Во-первых, это наука и образование, то есть мы готовим кадры себе. А во-вторых, это инженерное управление, где готовятся кадры под определенного заказчика.
– Скажите, а существуют ли в вузе меры стимулирования талантливой молодежи, обучающейся на инженерно-технических направлениях?
Хотел бы отметить, что помимо финансового поощрения у нас создана Высшая инженерная школа. То есть на сегодняшний день инженерные кадры и идеологически, и ресурсно стали заканчиваться. Поэтому свою миссию университет, находясь в центре федеральной индустрии, видит как раз в реализации новой модели инженерного образования. Для этого и создана Высшая инженерная школа, которая является центром подготовки и развития новых инженерных программ XXI века. И мы финансируем это направление из своих внебюджетных средств.
Таким образом, УрФУ с точки зрения инфраструктурной и с точки зрения содержательной активно включился в международный процесс. Университет активно устанавливает связи с иностранными вузами, которые тоже видят свою миссию в инженерном образовании.
– С какими, например?
В. Кокшаров: Мы как раз планируем вступить в ассоциацию зарубежных университетов. В настоящее время у нас очень много партнеров среди иностранных вузов. Мы имеем более 300 договоров, начиная от Финляндии и Швеции и заканчивая Испанией.
– Есть ли уже какие-нибудь совместные проекты, интересные для университета?
В. Кокшаров: Сегодня мы пришли к очень привлекательному решению сотрудничества с Французской инженерной школой, которая в современном мире является образцом образования этого направления. Также заключены договоры и с инженерными университетами Италии.
Наши преподаватели и студенты уже ездят на стажировки в европейские вузы. Кроме того, сейчас ведется активная работа по привлечению иностранных преподавателей мирового уровня для проведения научных лекций и преподавания в нашем университете. Уже точно известно, что до конца этого года в УрФУ побывает 8 иностранных профессоров.
То, что мы входим в международное образовательное пространство, это большой стимул для нашего вуза. Потому что, чтобы достигнуть уровня той же Французской инженерной школы, нам еще надо достаточно долго и серьезно поработать, чтобы потом европейцы нас признавали как партнеров именно по выдаче дипломов.
– Виктор Анатольевич, а не может получиться так, что столь тесная связь с зарубежными вузами может спровоцировать в дальнейшем утечку кадров из области и страны?
В. Кокшаров: Вы знаете, большого опасения нет. Во-первых, мы живем все-таки в глобальном образовательном пространстве и так или иначе обмен существует. Другими словами, и к нам будут приезжать, если мы обеспечим достойные условия труда. А у нас, кстати, этот пункт в программе развития есть: для некоторых категорий профессоров мы будем устанавливать уровень зарплаты в 5–7 раз выше, чем средний уровень. И это будет привлекать в том числе и международных специалистов.
А те выпускники нашего вуза, которые уедут, будут делать все возможное для продолжения и укрепления сотрудничества. И мы таких примеров знаем уже немало, когда наши специалисты, работая на Западе, делали все возможное для проведения совместных научных исследований, приглашали наших преподавателей и студентов. В конце концов, мы заинтересованы в интернационализации, иначе мы не станем известными в мировом образовательном пространстве.
– А помимо Европы, с какими-то другими странами или регионами ведется сотрудничество? Насколько нам известно, еще до объединения в УГТУ-УПИ довольно много было студентов из Китая и Монголии.
В. Кокшаров: Безусловно. УрФУ является соучредителем Ассоциации технических университетов в России и Китае. У нас много студентов и из Монголии, и из Китая, и поток их растет. Более того, у нас в этих странах есть очень надежные вузы-партнеры – это и Харбинский технический университет, технический и аэрокосмический университеты в Пекине. И надо сказать, что поток студентов в основном идет оттуда. А если говорить о притоке преподавателей, то он идет в основном из европейских стран. Так что мы работаем на всех фронтах.
– Виктор Анатольевич, скажите, так как все-таки можно сломить менталитет детей, склоняющихся больше к гуманитарным направлениям?
В. Кокшаров: Это стереотип не детей, а общества. Дети же в основном слушаются своих родителей, которые им говорят: «Иди лучше на экономическое направление». Но не совсем понятно, найдет ли он в будущем работу по специальности.
А если в обществе произойдет перелом сознания и придет понимание того, что карьерные перспективы сегодня связаны с инженерно-техническим образованием, то и ситуация изменится. Вот я глубоко уверен, хотя сам гуманитарий, что инженер может получить экономическое образование, если ему это понадобится. А вот, извините меня, экономист вряд ли решится пойти потом на техническую специальность.
Переломом общественного сознания относительно высшего образования нужно заниматься как на уровне университетов, показывая перспективность инженерного образования, так и на государственном уровне.
Беседовал Денис Токарский
ВВ © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Екатеринбургская школа № 163 вошла в число лучших по организации питания
Суббота, 16 ноября, 12.25
При поддержке «Добровольцев Донбасса» и федерации самбо Пермского края в Луганске прошел турнир имени участника СВО Даниила Дорохина
Суббота, 16 ноября, 12.20
Свердловская область вышла в лидеры по тратам на ювелирные изделия
Суббота, 16 ноября, 11.46