Памятник конструктивизма «Белая башня» закроют
Архитекторы, «Красный крест» и Росохранкультуры придумали, как можно превратить «музей г..на» в настоящий культурный объект
29.09.2011
Недавно «ВВ» подняли тревогу по поводу плачевного состояния Белой башни – одного из главных памятников конструктивизма в Екатеринбурге. Судя по всему, не зря. На днях судьбу Белой башни обсудили на специальном круглом столе. Прозвучало несколько интересных предложений. Закрыть вход в башню. Устроить конкурс на функционал памятника. Расширить территорию башни, которую сегодня «поджимает» автомобильное предприятие. Забрать башню у свердловского отделения «Красного креста», возглавляемого экс-депутатом Дмитрием Вершининым.
27 сентября издательский дом «Татлин» организовал круглый стол «Руками не трогать», на котором обсуждались вопросы дальнейших перспектив существования памятника конструктивизма «Белая башня» в Екатеринбурге.
Напомним, что обязательства по охране памятника сегодня возложены на региональное отделение «Российского Красного креста», руководителем которого является экс-депутат Свердловской областной думы Дмитрий Вершинин. Помимо Вершинина за круглым столом собрались представители Росохранкультуры, сотрудники УралГАХА, а также общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и другие.
Разумеется, много вопросов участники задали самому Дмитрию Вершинину, ведь уже за много лет никаких работ по реставрации башни не ведется. «Памятник не только находится в крайнем запустении, но и реально опасен для жизни туристов. Несмотря на то, что договор на ремонт башни был заключен еще в 2006 году, до сих пор никаких работ на нем не производилось. Федеральный памятник, ставший притоном наркоманов, бомжей и просто большим уличным туалетом, вызывает справедливое недовольство горожан. Они уже дали башне обидную кличку – «Музей г… на», – писали 5 сентября «Вечерние Ведомости». Цитируя эти строчки из нашей публикации, участники круглого стола поинтересовались у Дмитрия Вершинина, до каких пор башня будет находиться в сегодняшнем состоянии.
Вершинин отвечал, что заступил на пост руководителя «Красного креста» только в июне 2011 года и до сих пор до конца не знает своих полномочий и обязанностей относительно «Белой башни». По его словам, даже не общался по поводу башни со своей предшественницей Ольгой Харитоновой. Несмотря на то, что по данному памятнику уже прошло несколько судебных слушаний и есть другие претенденты на охрану башни.
Руководитель местного «Красного креста», признался, что недавно все-таки побывал на «Белой башне». Возможно, уже после того, как корреспондент «ВВ» сообщил ему по телефону о том, какой адский бардак творится на данном объекте. Интересно, как бывший депутат забирался на эту башню и долез на самом деле до верха, или испугался? Сегодня незащищенные лестничные пролеты и многочисленные провалы в полу реально могут стать причиной тяжелых травм и даже смерти посетителя башни.
– Я остался в восторге от этой мощи, энергетики. От того какая башня красивая, оригинальная, многоплановая, многоуровневая, – не жалея красивых слов, говорил Дмитрий Вершинин. – Я, наверно, не могу сказать, что у меня есть долгосрочные планы на нее. Это здорово, что «Красный крест» получил охранное свидетельство, и это ко многому обязывает и возлагает на нас определенные обязательства. Я хочу сделать все возможное, для того чтобы эта жемчужина почувствовала, что мы ее любим, и мы о ней заботимся.
Однако на прямой вопрос «Как вы собираетесь охранять башню?» бывший депутат ответил уже не столь возвышенно: «Я не собака Бобик чтоб ее охранять».
Кроме того, что объект сегодня действительно больше похож на «Музей г…на» (соответствующую табличку на входную группу башни прикрепили неизвестные ценители истории), на круглом столе отметили, что местный «Красный крест» до сих пор не закрепил права на землю, где находится Белая башня. Из-за этого около памятника уже построена автозаправочная станция, которая может расширить свою деятельность и приблизиться к башне вплотную. Чем дольше затягивается решение вопроса с землей, тем сложнее будет потом
Как сказал сам Дмитрий Вершинин, «планов на использование прилегающей территории сейчас нет».
– Давайте поищем, что будет, если вы не выполните своих охранных обязательств… – предложил руководитель Росохранкультуры по УрФО Сергей Исачкин и начал перебирать документы…
– Может быть, мы не будем выносить это на общее обсуждение... – практически взмолился Вершинин.
Странная реакция. Ведь компетентные специалисты собрались на круглый стол именно для того, чтобы обсудить дальнейшую судьбу памятника. А если «Красный крест» своих обязательств выполнять не будет, то вполне резонно будет передать его полномочия другой организации.
Такого же мнения придерживается и Людмила Токменинова, старший научный сотрудник УралГАХА:
– Если у вас нет возможности использовать это здание, вы можете от него отказаться, – посоветовала она Вершинину.
Не секрет, что в памятнике «Белая башня» заинтересована вся архитектурная общественность и даже иностранцы. Но, по словам Людмилы Токмениновой, «без денег и трудов мы ничего сделать не сможем».
Участниками круглого стола было принято решение в первую очередь законсервировать здание, чтобы оно больше не было притоном и не представляло опасности для туристов. Эту рекомендацию озвучили Дмитрию Вершинину.
После этой острой части беседы собравшиеся пофантазировали, какой функционал можно придать памятнику. Версии были совершенно разные: от офиса до сауны. Но тут же прозвучало предостережение: с выбором стоило быть осторожнее, ведь в интересах пожарной безопасности, в здании может находиться лишь определенное количество человек.
– Если делать офис, то там нужна соответствующая инфраструктура, чтобы я мог посадить туда красивых девочек в коротких юбках, – вставил шутку Дмитрий Вершинин.
На что архитектор Владимир Каганович ответил:
– Ни кафе, ни офис в этом здании делать нельзя – это значит убить его. От этого может измениться и внешний облик башни.
Каганович считает, что для придания башне функционала нужен открытый конкурс проектов. Кроме того, по мнению архитектора, в башне лучше всего осуществить проект, который как-нибудь связан с водой. Ведь башня изначально все-таки была водонапорной.
Как оказалось, ни Дмитрий Вершинин, ни его помощник, пришедший на встречу, не в курсе, что проектов реставрации «Белой башни» создано уже очень много. В Уральской архитектурной академии почти на каждом курсе найдется хотя бы один студент, который занимался проектированием помещения в этом памятнике.
Алиса Прудникова, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства, предложила не придумывать памятнику функционал, а просто привести его в порядок и оставить в первозданном виде.
Много споров возникло из-за того, будет ли памятник востребован, пойдут ли к нему туристы и о том, кто будет инвестировать финансовые средства в «Белую башню».
Дмитрий Вершинин предложил обратиться за помощью к областному правительству, чтобы был внесен на реконструкцию государственный бюджет.
– Я сам был депутатом и знаю, как сложно все это из бюджета вытащить. Но за «попросить» с нас никто деньги не возьмет.
В ответ на это руководителю свердловского «Красного креста» сказали, что поиск инвесторов – это его забота. И Вершинин начал странно оправдываться, отпустив при этом новую не очень сильную шутку:
– Я не хочу просить у кого-то денег. «Не верь, не бойся, не проси», – как говорят жулики… Я хочу помогать, а не клянчить.
Олег Букин общественный инспектор ВООПИК, который за последнее время приминал самое активное участие в защите многих городских памятников, рассказал о востребованности башни:
– «Белая башня» изображена во многих журналах, книгах, связанных с Екатеринбургом. Еще есть акция под названием «Ночь музеев», которая в последние годы пользуется популярностью. Люди будут посещать этот памятник.
Результатом круглого стола стало принятие ряда решений по сохранению «Белой башни».
1. Здание должно быть законсервировано до начала реставрации.
2. Нужно устроить субботник и убрать территорию башни.
3. Необходимо закрепить документально права на землю, где стоит памятник.
4. Нужно устроить конкурс проектов среди архитекторов.
5. Следует сикать инвестора для воплощения проекта в жизнь.
Осуществит ли руководитель «Красного креста» все предложенные ему меры, пока неизвестно. Но, по его словам, он пришел на данное мероприятие, чтобы выслушать предложения и пожелания по поводу башни. Кстати, на самом мероприятии у экс-депутата возникла идея создать фонд возрождения «Белой башни» и выступить вместе с архитектурной общественностью с этой инициативой.
27 сентября издательский дом «Татлин» организовал круглый стол «Руками не трогать», на котором обсуждались вопросы дальнейших перспектив существования памятника конструктивизма «Белая башня» в Екатеринбурге.
Напомним, что обязательства по охране памятника сегодня возложены на региональное отделение «Российского Красного креста», руководителем которого является экс-депутат Свердловской областной думы Дмитрий Вершинин. Помимо Вершинина за круглым столом собрались представители Росохранкультуры, сотрудники УралГАХА, а также общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и другие.
Разумеется, много вопросов участники задали самому Дмитрию Вершинину, ведь уже за много лет никаких работ по реставрации башни не ведется. «Памятник не только находится в крайнем запустении, но и реально опасен для жизни туристов. Несмотря на то, что договор на ремонт башни был заключен еще в 2006 году, до сих пор никаких работ на нем не производилось. Федеральный памятник, ставший притоном наркоманов, бомжей и просто большим уличным туалетом, вызывает справедливое недовольство горожан. Они уже дали башне обидную кличку – «Музей г… на», – писали 5 сентября «Вечерние Ведомости». Цитируя эти строчки из нашей публикации, участники круглого стола поинтересовались у Дмитрия Вершинина, до каких пор башня будет находиться в сегодняшнем состоянии.
Вершинин отвечал, что заступил на пост руководителя «Красного креста» только в июне 2011 года и до сих пор до конца не знает своих полномочий и обязанностей относительно «Белой башни». По его словам, даже не общался по поводу башни со своей предшественницей Ольгой Харитоновой. Несмотря на то, что по данному памятнику уже прошло несколько судебных слушаний и есть другие претенденты на охрану башни.
Руководитель местного «Красного креста», признался, что недавно все-таки побывал на «Белой башне». Возможно, уже после того, как корреспондент «ВВ» сообщил ему по телефону о том, какой адский бардак творится на данном объекте. Интересно, как бывший депутат забирался на эту башню и долез на самом деле до верха, или испугался? Сегодня незащищенные лестничные пролеты и многочисленные провалы в полу реально могут стать причиной тяжелых травм и даже смерти посетителя башни.
– Я остался в восторге от этой мощи, энергетики. От того какая башня красивая, оригинальная, многоплановая, многоуровневая, – не жалея красивых слов, говорил Дмитрий Вершинин. – Я, наверно, не могу сказать, что у меня есть долгосрочные планы на нее. Это здорово, что «Красный крест» получил охранное свидетельство, и это ко многому обязывает и возлагает на нас определенные обязательства. Я хочу сделать все возможное, для того чтобы эта жемчужина почувствовала, что мы ее любим, и мы о ней заботимся.
Однако на прямой вопрос «Как вы собираетесь охранять башню?» бывший депутат ответил уже не столь возвышенно: «Я не собака Бобик чтоб ее охранять».
Кроме того, что объект сегодня действительно больше похож на «Музей г…на» (соответствующую табличку на входную группу башни прикрепили неизвестные ценители истории), на круглом столе отметили, что местный «Красный крест» до сих пор не закрепил права на землю, где находится Белая башня. Из-за этого около памятника уже построена автозаправочная станция, которая может расширить свою деятельность и приблизиться к башне вплотную. Чем дольше затягивается решение вопроса с землей, тем сложнее будет потом
Как сказал сам Дмитрий Вершинин, «планов на использование прилегающей территории сейчас нет».
– Давайте поищем, что будет, если вы не выполните своих охранных обязательств… – предложил руководитель Росохранкультуры по УрФО Сергей Исачкин и начал перебирать документы…
– Может быть, мы не будем выносить это на общее обсуждение... – практически взмолился Вершинин.
Странная реакция. Ведь компетентные специалисты собрались на круглый стол именно для того, чтобы обсудить дальнейшую судьбу памятника. А если «Красный крест» своих обязательств выполнять не будет, то вполне резонно будет передать его полномочия другой организации.
Такого же мнения придерживается и Людмила Токменинова, старший научный сотрудник УралГАХА:
– Если у вас нет возможности использовать это здание, вы можете от него отказаться, – посоветовала она Вершинину.
Не секрет, что в памятнике «Белая башня» заинтересована вся архитектурная общественность и даже иностранцы. Но, по словам Людмилы Токмениновой, «без денег и трудов мы ничего сделать не сможем».
Участниками круглого стола было принято решение в первую очередь законсервировать здание, чтобы оно больше не было притоном и не представляло опасности для туристов. Эту рекомендацию озвучили Дмитрию Вершинину.
После этой острой части беседы собравшиеся пофантазировали, какой функционал можно придать памятнику. Версии были совершенно разные: от офиса до сауны. Но тут же прозвучало предостережение: с выбором стоило быть осторожнее, ведь в интересах пожарной безопасности, в здании может находиться лишь определенное количество человек.
– Если делать офис, то там нужна соответствующая инфраструктура, чтобы я мог посадить туда красивых девочек в коротких юбках, – вставил шутку Дмитрий Вершинин.
На что архитектор Владимир Каганович ответил:
– Ни кафе, ни офис в этом здании делать нельзя – это значит убить его. От этого может измениться и внешний облик башни.
Каганович считает, что для придания башне функционала нужен открытый конкурс проектов. Кроме того, по мнению архитектора, в башне лучше всего осуществить проект, который как-нибудь связан с водой. Ведь башня изначально все-таки была водонапорной.
Как оказалось, ни Дмитрий Вершинин, ни его помощник, пришедший на встречу, не в курсе, что проектов реставрации «Белой башни» создано уже очень много. В Уральской архитектурной академии почти на каждом курсе найдется хотя бы один студент, который занимался проектированием помещения в этом памятнике.
Алиса Прудникова, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства, предложила не придумывать памятнику функционал, а просто привести его в порядок и оставить в первозданном виде.
Много споров возникло из-за того, будет ли памятник востребован, пойдут ли к нему туристы и о том, кто будет инвестировать финансовые средства в «Белую башню».
Дмитрий Вершинин предложил обратиться за помощью к областному правительству, чтобы был внесен на реконструкцию государственный бюджет.
– Я сам был депутатом и знаю, как сложно все это из бюджета вытащить. Но за «попросить» с нас никто деньги не возьмет.
В ответ на это руководителю свердловского «Красного креста» сказали, что поиск инвесторов – это его забота. И Вершинин начал странно оправдываться, отпустив при этом новую не очень сильную шутку:
– Я не хочу просить у кого-то денег. «Не верь, не бойся, не проси», – как говорят жулики… Я хочу помогать, а не клянчить.
Олег Букин общественный инспектор ВООПИК, который за последнее время приминал самое активное участие в защите многих городских памятников, рассказал о востребованности башни:
– «Белая башня» изображена во многих журналах, книгах, связанных с Екатеринбургом. Еще есть акция под названием «Ночь музеев», которая в последние годы пользуется популярностью. Люди будут посещать этот памятник.
Результатом круглого стола стало принятие ряда решений по сохранению «Белой башни».
1. Здание должно быть законсервировано до начала реставрации.
2. Нужно устроить субботник и убрать территорию башни.
3. Необходимо закрепить документально права на землю, где стоит памятник.
4. Нужно устроить конкурс проектов среди архитекторов.
5. Следует сикать инвестора для воплощения проекта в жизнь.
Осуществит ли руководитель «Красного креста» все предложенные ему меры, пока неизвестно. Но, по его словам, он пришел на данное мероприятие, чтобы выслушать предложения и пожелания по поводу башни. Кстати, на самом мероприятии у экс-депутата возникла идея создать фонд возрождения «Белой башни» и выступить вместе с архитектурной общественностью с этой инициативой.
Татьяна Кожихова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Екатеринбурге на 32% вырос спрос на услуги для домашних питомцев
Суббота, 16 ноября, 19.03
Гражданин Казахстана вернулся в Свердловскую область после выдворения
Суббота, 16 ноября, 18.27
В Свердловской области ожидается сильный ветер до 20 м/с
Суббота, 16 ноября, 16.45