Игорь Холманских опубликовал статью о «лириках», «простых рабочих» и безработных с дипломами
22.10.2015
Полпред президента в УрФО Игорь Холманских опубликовал в газете «Известия» статью о том, как стимулировать выпускников выбирать естественнонаучные специальности. Ниже мы представляем полный текст статьи уральского полпреда.
«Несколько дней назад ТАСС сообщило, что примерно половина официально зарегистрированных в России безработных получили высшее экономическое или юридическое образование. Такое образование в России сегодня дают 270 различных вузов, то есть 30% от общего числа высших учебных заведений, работающих в нашей стране.
Почти одновременно федеральное Министерство труда официально представило список наиболее востребованных на российском рынке труда профессий. Предсказуемо в числе самых нужных оказались автомеханики, столяры и плотники, робототехники, наладчики-ремонтники промышленного оборудования, операторы станков с ЧПУ, администраторы баз данных и лаборанты химического анализа, программисты, плиточники и повара, техники авиационных двигателей и техники по биотехническим аппаратам и системам... В общем, каждая из 50 специальностей, вошедших в этот список, требует очень высокой квалификации и длительного обучения, некоторые — хотя далеко не все — предполагают наличие высшего образования. Эти специальности можно объединить под названием «инженерные».
Но вот самых популярных среди абитуриентов специальностей в списке Министерства труда нет.
Добавим к этой картине общеизвестный факт: все последние годы число старшеклассников было примерно равно числу студентов-первокурсников, иначе говоря, практически любой выпускник 11 класса мог найти место в вузе. Вузе первосортном или заштатном, «на бюджете» или на коммерческой основе — но мог наверняка. Огромное большинство родителей нынешних школьников считают, что получить высшее образование их чаду совершенно необходимо — любое, какое угодно, какое получится. Где деточка с этим образованием будет работать — потом решим.
Результат такого подхода виден невооруженным глазом. Рынок образования реагирует на потребности потребителя: хочешь учиться на экономиста-юриста-пиарщика — вот тебе счет для перечисления денег, учись, пожалуйста. В большинстве вузов — даже не так уж дорого. И поступить совсем-совсем несложно. По данным Министерства образования, чтобы учиться на юристов и экономистов, легко поступают в высшие учебные заведения абитуриенты, набравшие по результатам ЕГЭ 59 баллов.
По-простому говоря, троечники. Люди, едва освоившие школьную программу. Сколько из них, недоучившись или кое-как получив дипломы, находят себе работу, мягко говоря, не по профилю? Менеджерами торговых залов в супермаркетах, например? Сколько не могут найти себе никакой работы? Не секрет, что на бирже труда зарегистрированы далеко не все безработные граждане.
Между тем потребности рынка труда в высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистах далеко не удовлетворены. Специалисты уже названных выше и еще не названных рабочих профессий не только востребованы — их заработок, как правило, существенно выше среднего в том регионе, в котором они живут. Сегодня это естественно: ведь мы живем в эпоху возрождения и подъема российской промышленности. Прежде всего речь идет об оборонке, о давно известных, прославленных предприятиях вроде родного для меня «Уралвагонзавода». Но не следует забывать и о поставленной президентом задаче создания 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест и о задаче импортозамещения, вставшей перед нами не то чтобы внезапно, но очень резко.
Экономика России, рынок труда динамично реагируют на все эти изменения. Но наше общество до сих пор как будто не желает этого замечать. «Лирик» кажется более уважаемым человеком, чем инженер, и уж конечно, чем «простой рабочий».
Сегодня мы дошли до парадоксальных показателей, которые могут казаться даже достижениями, а на самом деле являются симптомами очень сложной социальной проблемы. Россия удерживает первое место в мире по проценту граждан, имеющих высшее образование в возрастном промежутке от 22 до 60 лет. По этому показателю мы обгоняем все страны, которые принято называться развитыми. Как это отзывается в практике работы промышленных предприятий? Очень просто: хороших слесарей-инструментальщиков, фрезеровщиков, токарей, а равно и инженеров ищем днем с огнем, а о положении на бирже труда сказано выше.
Как полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе я поддерживаю целую систему конкурсов профессионального мастерства «Славим человека труда», и данный опыт, скажу не хвастаясь, оказался востребован на федеральном уровне. Этот проект далеко не единственный в своем роде. Правительство России продвигает в регионах «рабочую олимпиаду» WorldSkills, хорошо известна система конкурсов «Лучший по профессии» и т.д.
Но всего этого недостаточно. Менеджер по-прежнему может рассчитывать на больший престиж, чем рабочий и инженер.
Как решить эту вставшую перед нами очень сложную социологическую задачу? Я думаю, необходимо принять сразу несколько непростых, возможно даже, непопулярных решений.
Во-первых, нужно стимулировать выпускников школ к тому, чтобы при поступлении в институты выбирать естественнонаучные и технические специальности. Для этого предлагаю сделать обязательным ЕГЭ по физике. Да, дополнительно к трем уже существующим обязательным экзаменам. Да, усложняя последний год учебы в школе. Да, для всех, в том числе и для тех, кто уже показал выдающиеся результаты в обучении истории, обществознанию и любым другим предметам. Нет на свете человека, которому было бы бесполезно знать и помнить закон Гука, будь он трижды юрист.
Кстати, люди моего поколения помнят, сколько выпускных экзаменов сдавали в наше время. Скажем осторожно, их было больше трех. Да и за сочинение ставили оценки не менее строго, чем на экзамене, скажем, по математике. И никому не казалось, что дети прилагают чрезмерные усилия, готовясь к экзаменам, хотя и тогда все понимали, что некоторые из нас технари, а некоторые — гуманитарии.
Во-вторых, конкурсный отбор при поступлении в любой вуз должен быть в разы более жестким, чем сейчас. В конце советского периода в среднем поступал с первого раза лишь один из четырех абитуриентов. Конкурс на престижные специальности (между прочим, и на юридический факультет провинциального университета) мог составлять и 7, и 9 человек на место. Думаю, что это — те показатели, к которым нам нужно стремиться».
«Несколько дней назад ТАСС сообщило, что примерно половина официально зарегистрированных в России безработных получили высшее экономическое или юридическое образование. Такое образование в России сегодня дают 270 различных вузов, то есть 30% от общего числа высших учебных заведений, работающих в нашей стране.
Почти одновременно федеральное Министерство труда официально представило список наиболее востребованных на российском рынке труда профессий. Предсказуемо в числе самых нужных оказались автомеханики, столяры и плотники, робототехники, наладчики-ремонтники промышленного оборудования, операторы станков с ЧПУ, администраторы баз данных и лаборанты химического анализа, программисты, плиточники и повара, техники авиационных двигателей и техники по биотехническим аппаратам и системам... В общем, каждая из 50 специальностей, вошедших в этот список, требует очень высокой квалификации и длительного обучения, некоторые — хотя далеко не все — предполагают наличие высшего образования. Эти специальности можно объединить под названием «инженерные».
Но вот самых популярных среди абитуриентов специальностей в списке Министерства труда нет.
Добавим к этой картине общеизвестный факт: все последние годы число старшеклассников было примерно равно числу студентов-первокурсников, иначе говоря, практически любой выпускник 11 класса мог найти место в вузе. Вузе первосортном или заштатном, «на бюджете» или на коммерческой основе — но мог наверняка. Огромное большинство родителей нынешних школьников считают, что получить высшее образование их чаду совершенно необходимо — любое, какое угодно, какое получится. Где деточка с этим образованием будет работать — потом решим.
Результат такого подхода виден невооруженным глазом. Рынок образования реагирует на потребности потребителя: хочешь учиться на экономиста-юриста-пиарщика — вот тебе счет для перечисления денег, учись, пожалуйста. В большинстве вузов — даже не так уж дорого. И поступить совсем-совсем несложно. По данным Министерства образования, чтобы учиться на юристов и экономистов, легко поступают в высшие учебные заведения абитуриенты, набравшие по результатам ЕГЭ 59 баллов.
По-простому говоря, троечники. Люди, едва освоившие школьную программу. Сколько из них, недоучившись или кое-как получив дипломы, находят себе работу, мягко говоря, не по профилю? Менеджерами торговых залов в супермаркетах, например? Сколько не могут найти себе никакой работы? Не секрет, что на бирже труда зарегистрированы далеко не все безработные граждане.
Между тем потребности рынка труда в высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистах далеко не удовлетворены. Специалисты уже названных выше и еще не названных рабочих профессий не только востребованы — их заработок, как правило, существенно выше среднего в том регионе, в котором они живут. Сегодня это естественно: ведь мы живем в эпоху возрождения и подъема российской промышленности. Прежде всего речь идет об оборонке, о давно известных, прославленных предприятиях вроде родного для меня «Уралвагонзавода». Но не следует забывать и о поставленной президентом задаче создания 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест и о задаче импортозамещения, вставшей перед нами не то чтобы внезапно, но очень резко.
Экономика России, рынок труда динамично реагируют на все эти изменения. Но наше общество до сих пор как будто не желает этого замечать. «Лирик» кажется более уважаемым человеком, чем инженер, и уж конечно, чем «простой рабочий».
Сегодня мы дошли до парадоксальных показателей, которые могут казаться даже достижениями, а на самом деле являются симптомами очень сложной социальной проблемы. Россия удерживает первое место в мире по проценту граждан, имеющих высшее образование в возрастном промежутке от 22 до 60 лет. По этому показателю мы обгоняем все страны, которые принято называться развитыми. Как это отзывается в практике работы промышленных предприятий? Очень просто: хороших слесарей-инструментальщиков, фрезеровщиков, токарей, а равно и инженеров ищем днем с огнем, а о положении на бирже труда сказано выше.
Как полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе я поддерживаю целую систему конкурсов профессионального мастерства «Славим человека труда», и данный опыт, скажу не хвастаясь, оказался востребован на федеральном уровне. Этот проект далеко не единственный в своем роде. Правительство России продвигает в регионах «рабочую олимпиаду» WorldSkills, хорошо известна система конкурсов «Лучший по профессии» и т.д.
Но всего этого недостаточно. Менеджер по-прежнему может рассчитывать на больший престиж, чем рабочий и инженер.
Как решить эту вставшую перед нами очень сложную социологическую задачу? Я думаю, необходимо принять сразу несколько непростых, возможно даже, непопулярных решений.
Во-первых, нужно стимулировать выпускников школ к тому, чтобы при поступлении в институты выбирать естественнонаучные и технические специальности. Для этого предлагаю сделать обязательным ЕГЭ по физике. Да, дополнительно к трем уже существующим обязательным экзаменам. Да, усложняя последний год учебы в школе. Да, для всех, в том числе и для тех, кто уже показал выдающиеся результаты в обучении истории, обществознанию и любым другим предметам. Нет на свете человека, которому было бы бесполезно знать и помнить закон Гука, будь он трижды юрист.
Кстати, люди моего поколения помнят, сколько выпускных экзаменов сдавали в наше время. Скажем осторожно, их было больше трех. Да и за сочинение ставили оценки не менее строго, чем на экзамене, скажем, по математике. И никому не казалось, что дети прилагают чрезмерные усилия, готовясь к экзаменам, хотя и тогда все понимали, что некоторые из нас технари, а некоторые — гуманитарии.
Во-вторых, конкурсный отбор при поступлении в любой вуз должен быть в разы более жестким, чем сейчас. В конце советского периода в среднем поступал с первого раза лишь один из четырех абитуриентов. Конкурс на престижные специальности (между прочим, и на юридический факультет провинциального университета) мог составлять и 7, и 9 человек на место. Думаю, что это — те показатели, к которым нам нужно стремиться».
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
За ремонт разбитой в Богдановиче иномарки расплатилось казённое учреждение
Вторник, 26 ноября, 21.13
Свердловскую пригородную компанию штрафанули за холод в вагонах
Вторник, 26 ноября, 20.46
Онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» стартовала в России
Вторник, 26 ноября, 20.16