«Самый большой вызов – понять, к чему готовить детей». Директор Дворца молодежи подвел итоги года
30.12.2019
Директор Дворца молодёжи Константин Шевченко рассказал о том о том, как в регионе реализуется нацпроект «Образование», инженерной подготовке школьников и новых направлениях работы.
– Год назад в Свердловской области была запущена сеть детских технопарков «Кванториум». Какие результаты получили за это время?
– Скажу так: «Кванториумы» – уникальные площадки. Они создают образовательную среду, которая отличается от всего того, что у нас когда-либо было. Дети занимаются проектной деятельностью, а она предполагает конкретные задачи, поставленные перед производством, командную работу и распределение ролей. Человек, например, в свои одиннадцать-тринадцать лет пробует себя в конструировании механизмов. Понимает: нет, это не мое. У меня лучше получается быть коммуникатором: объединять вокруг себя других, прописывать дорожные карты и так далее. Переключается, соответственно, на новые функции. Я бы не назвал то, что происходит в «Кванториумах», обучением в чистом виде. Это скорее процесс познания, профессиональных проб с конечным результатом в виде инженерных разработок. Понятно, что есть направления, где дети не дотягивают.
– Например?
– Например, то, что касается упаковки, сама форма защиты проектов. По итогам первого года оказалось, что дети великолепно умеют считать, работать руками, делать что-то на 3D-принтере. Но при этом многие стесняются вступить в переговоры со сверстниками, не говоря уже о том, чтобы вкусно «продать» свою идею профессиональному сообществу. А в жизни это не менее важно, чем техническое образование. Поэтому мы запустили серию акселераторов, которые позволят прокачать нужные навыки. Первой пробой стал «Креативный декабрь», прошедший в декабре в Загородном центре «Таватуй». Считаю, удачный опыт. В течение нескольких дней кванторианцев учили создавать сторителлинг – некую историю, рассказывающую о создании продукта и обязательно вызывающую эмоции.
– В Свердловской области будут создаваться новые технопарки?
– Это глобальная задача в рамках нацпроекта «Образование». К 2024 году «Кванториумы» и центры цифрового образования детей «IT-куб» должны появиться в каждом городе страны с населением не менее 60 тысяч. В нашем регионе в следующие два года они откроются в Верхней Пышме и в микрорайоне «Солнечный» Екатеринбурга. В первом случае – совместно с ООО «УГМК – Холдинг», во втором – с компанией «Форум групп». Она выступает генеральным застройщиком «Солнечного». Площадки будут запущены на базе общеобразовательных школ, задуманных, как открытое пространство для всех жителей и выполняющих роль культурно-образовательных центров. А весь микрорайон станет экосистемой, где все взаимосвязано.
– Экосистемный подход используется также в системе образования?
– Да, в 2019 году мы пришли к этому. Появились «Кванториумы», Региональный модельный центр, плюс мы ведем ряд проектов на местном уровне. Развивается сеть, которой охвачены многие территории Свердловской области. Мы стали задумываться: а что с этой сетью делать дальше? Хочется, чтобы жизнь в удаленных территориях менялась к лучшему, а молодёжь, уезжая на учебу в большие города, возвращалась. Начали выстраивать экосистему. В нее должны включиться объединенные общей целью участники – реализовывать совместные проекты, развивать инфраструктуру, и как следствие, саму среду. Чтобы что-то все время менялось, притягивало молодёжь, заставляло гордиться, включаться и участвовать в изменениях. При этом экосистема – не иерархическая модель во главе с Дворцом молодёжи. Это модель с горизонтальным управлением. Дворец в ней – некий двигатель, помогающий выстраивать общую коммуникацию.
– В структуру Дворца молодёжи в 2019 году вошел Региональный модельный центр. Какие задачи он выполняет?
– Все, что спускается в регион в рамках федеральных инициатив. Это внедрение системы персонифицированного финансирования. Это повышение квалификации педагогов дополнительного и общего образования. На сегодня мы сформировали для них несколько кейсов профессионального роста. При этом ушли от традиционных форматов обучения, когда люди приезжают, что-то слушают, иногда задают вопросы. Приведу пример. Один из федеральных проектов – «Современная школа» – предполагает создание в селах и малых городах центров гуманитарного, естественнонаучного и цифрового профилей «Точки роста». Летом на базе «Кванториума» в Ельцин Центре была создана платформа для обучения учителей технологии. Им поставили задачу: создать проект, связанный со своей конкретной территорией и школой. По сути, это то, что делают наши кванторианцы. Нужно провести некое исследование или мониторинг существующих проблем, поставить себе цели задачи, написать дорожную карту. Плюсом, педагогов учили работать на высокотехнологичном оборудовании. Да, с одной стороны это была ломка сознания. А с другой, очень интересный опыт, оцененный большинством участников.
Второе направление, которое мы сегодня прорабатываем, – это погружение педагогов в бизнес-процессы. С математикой, литературой и прочими предметами это никак не связано. Но позволяет погрузиться в ситуацию неопределенности и иначе взглянуть на мир.
– А педагоги готовы меняться?
– Меняться, понятно, хотят немногие. Это выход из зоны комфорта, в которой ты находишься и к которой привык. Ты замечательно знаешь свой предмет, у тебя есть свой план, доска и классный журнал. Тебе все понятно. А вот детям – уже нет. Они спрашивают, почему мы должны учить теорему, когда нам не говорят главного: где нам в жизни пригодится математика? Какие в ней сегодня происходят изменения? Как она взаимосвязана с биологией и физикой? Какие вызовы сегодня стоят перед человеком? Перед всем сообществом? Детям интересно как раз такое. У них нет мотивации просто учить теорему. Жизнь меняется, и меняться придется всем, по-другому просто никак.
– С какими самыми большими вызовами приходится сталкиваться, меняя систему образования?
– Самый большой вызов – понять, к чему готовить детей. Изменения в мире происходят очень быстро. Второй момент – нужно понимать, что в одиночку ничего не сделаешь. В основе любых изменений лежит взаимодействие разных структур, максимальная концентрация партнеров, родителей, детей, всех, кто может повлиять на стратегию подготовки человека к будущей жизни.
Национальный проект «Образование» реализуется в период с 2019 по 2024 года. Его общий бюджет составит почти 784,5 млрд рублей. Планируется, результатом станет глобальная конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Куратором проекта назначена зампредседателя правительства РФ Татьяна Голикова, руководителем – министр просвещения РФ Ольга Васильева.
– Год назад в Свердловской области была запущена сеть детских технопарков «Кванториум». Какие результаты получили за это время?
– Скажу так: «Кванториумы» – уникальные площадки. Они создают образовательную среду, которая отличается от всего того, что у нас когда-либо было. Дети занимаются проектной деятельностью, а она предполагает конкретные задачи, поставленные перед производством, командную работу и распределение ролей. Человек, например, в свои одиннадцать-тринадцать лет пробует себя в конструировании механизмов. Понимает: нет, это не мое. У меня лучше получается быть коммуникатором: объединять вокруг себя других, прописывать дорожные карты и так далее. Переключается, соответственно, на новые функции. Я бы не назвал то, что происходит в «Кванториумах», обучением в чистом виде. Это скорее процесс познания, профессиональных проб с конечным результатом в виде инженерных разработок. Понятно, что есть направления, где дети не дотягивают.
– Например?
– Например, то, что касается упаковки, сама форма защиты проектов. По итогам первого года оказалось, что дети великолепно умеют считать, работать руками, делать что-то на 3D-принтере. Но при этом многие стесняются вступить в переговоры со сверстниками, не говоря уже о том, чтобы вкусно «продать» свою идею профессиональному сообществу. А в жизни это не менее важно, чем техническое образование. Поэтому мы запустили серию акселераторов, которые позволят прокачать нужные навыки. Первой пробой стал «Креативный декабрь», прошедший в декабре в Загородном центре «Таватуй». Считаю, удачный опыт. В течение нескольких дней кванторианцев учили создавать сторителлинг – некую историю, рассказывающую о создании продукта и обязательно вызывающую эмоции.
– В Свердловской области будут создаваться новые технопарки?
– Это глобальная задача в рамках нацпроекта «Образование». К 2024 году «Кванториумы» и центры цифрового образования детей «IT-куб» должны появиться в каждом городе страны с населением не менее 60 тысяч. В нашем регионе в следующие два года они откроются в Верхней Пышме и в микрорайоне «Солнечный» Екатеринбурга. В первом случае – совместно с ООО «УГМК – Холдинг», во втором – с компанией «Форум групп». Она выступает генеральным застройщиком «Солнечного». Площадки будут запущены на базе общеобразовательных школ, задуманных, как открытое пространство для всех жителей и выполняющих роль культурно-образовательных центров. А весь микрорайон станет экосистемой, где все взаимосвязано.
– Экосистемный подход используется также в системе образования?
– Да, в 2019 году мы пришли к этому. Появились «Кванториумы», Региональный модельный центр, плюс мы ведем ряд проектов на местном уровне. Развивается сеть, которой охвачены многие территории Свердловской области. Мы стали задумываться: а что с этой сетью делать дальше? Хочется, чтобы жизнь в удаленных территориях менялась к лучшему, а молодёжь, уезжая на учебу в большие города, возвращалась. Начали выстраивать экосистему. В нее должны включиться объединенные общей целью участники – реализовывать совместные проекты, развивать инфраструктуру, и как следствие, саму среду. Чтобы что-то все время менялось, притягивало молодёжь, заставляло гордиться, включаться и участвовать в изменениях. При этом экосистема – не иерархическая модель во главе с Дворцом молодёжи. Это модель с горизонтальным управлением. Дворец в ней – некий двигатель, помогающий выстраивать общую коммуникацию.
– В структуру Дворца молодёжи в 2019 году вошел Региональный модельный центр. Какие задачи он выполняет?
– Все, что спускается в регион в рамках федеральных инициатив. Это внедрение системы персонифицированного финансирования. Это повышение квалификации педагогов дополнительного и общего образования. На сегодня мы сформировали для них несколько кейсов профессионального роста. При этом ушли от традиционных форматов обучения, когда люди приезжают, что-то слушают, иногда задают вопросы. Приведу пример. Один из федеральных проектов – «Современная школа» – предполагает создание в селах и малых городах центров гуманитарного, естественнонаучного и цифрового профилей «Точки роста». Летом на базе «Кванториума» в Ельцин Центре была создана платформа для обучения учителей технологии. Им поставили задачу: создать проект, связанный со своей конкретной территорией и школой. По сути, это то, что делают наши кванторианцы. Нужно провести некое исследование или мониторинг существующих проблем, поставить себе цели задачи, написать дорожную карту. Плюсом, педагогов учили работать на высокотехнологичном оборудовании. Да, с одной стороны это была ломка сознания. А с другой, очень интересный опыт, оцененный большинством участников.
Второе направление, которое мы сегодня прорабатываем, – это погружение педагогов в бизнес-процессы. С математикой, литературой и прочими предметами это никак не связано. Но позволяет погрузиться в ситуацию неопределенности и иначе взглянуть на мир.
– А педагоги готовы меняться?
– Меняться, понятно, хотят немногие. Это выход из зоны комфорта, в которой ты находишься и к которой привык. Ты замечательно знаешь свой предмет, у тебя есть свой план, доска и классный журнал. Тебе все понятно. А вот детям – уже нет. Они спрашивают, почему мы должны учить теорему, когда нам не говорят главного: где нам в жизни пригодится математика? Какие в ней сегодня происходят изменения? Как она взаимосвязана с биологией и физикой? Какие вызовы сегодня стоят перед человеком? Перед всем сообществом? Детям интересно как раз такое. У них нет мотивации просто учить теорему. Жизнь меняется, и меняться придется всем, по-другому просто никак.
– С какими самыми большими вызовами приходится сталкиваться, меняя систему образования?
– Самый большой вызов – понять, к чему готовить детей. Изменения в мире происходят очень быстро. Второй момент – нужно понимать, что в одиночку ничего не сделаешь. В основе любых изменений лежит взаимодействие разных структур, максимальная концентрация партнеров, родителей, детей, всех, кто может повлиять на стратегию подготовки человека к будущей жизни.
Национальный проект «Образование» реализуется в период с 2019 по 2024 года. Его общий бюджет составит почти 784,5 млрд рублей. Планируется, результатом станет глобальная конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Куратором проекта назначена зампредседателя правительства РФ Татьяна Голикова, руководителем – министр просвещения РФ Ольга Васильева.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Нижним Тагилом в дорожной аварии погибли два человека
Пятница, 29 ноября, 20.57
День домашних животных отметит Екатеринбургский зоопарк
Пятница, 29 ноября, 20.42
Цены из прошлого можно увидеть на полках екатеринбургских магазинов «Жизньмарт»
Пятница, 29 ноября, 20.22