Александр Предеин - о рейтинге Екатеринбурга, отставке Чернецкого и будущем муниципалитета
13.11.2010
Уральская столица вновь попала в лидеры списка лучших российских муниципалитетов по версии журнала РБК. Вперед Екатеринбург пропустил только Краснодар. Для того чтобы усилить позиции и обойти Краснодар, Екатеринбургу придется значительно ослабить существующие административные барьеры.
Конечно, нельзя сравнивать Екатеринбург с Москвой или Санкт-Петербургом, потому что они являются субъектами РФ, а мы — муниципальным образованием. Вот поэтому в рейтинг и входят только региональные центры и крупные города. Данное достижение никоим образом не связано с политикой городских либо областных властей. Известные предприниматели неоднократно высказывали свое мнение о том, что все эти успехи достигнуты вопреки, а не благодаря властям.
Вопреки различным комитетам, бизнес достигает вершин, сталкиваясь с постоянными проблемами. К примеру, МЕГА и ИКЕА: их представители неоднократно говорили о коррупции во власти, долго длился процесс их вхождения на наш рынок, они озвучивали свое нежелание платить взятки, но, несмотря на эти препятствия, достигли успеха. И сегодня значимость этого торгового пространства, расположенного вдали от коммуникаций, на окраине города, сопоставима с центральной торговой частью Екатеринбурга. И, повторюсь, в этом нет заслуги властей.
Вот почему Екатеринбург попадает в лидирующие позиции: Свердловская область богатая. У нас большой металлургический комплекс и много сырьевых предприятий, которые расположены преимущественно в области. Уровень жизни и доходов населения выше, чем средний уровень по России. Вот и получается, что люди получают деньги и приезжают тратить их в Екатеринбург, наш город является финансовым центром всего уральского региона.
В основном жители области едут за дорогими товарами, приезжают даже из Тюменской области. Екатеринбург можно назвать городом потребления, в котором, по сути, промышленных производств не так много осталось. В структуре экономики производство не играет большой роли, основа — это торговля. И разговоры администрации об их достижениях здесь совершенно неуместны, я бы посоветовал им открыть хотя бы маленький киоск. Так как открытие бизнеса у нас практически в 100% случаев сопряжено с коррупцией, они бы увидели, как сложно организовать этот процесс законно. Сейчас нет прозрачных механизмов открытия собственного бизнеса, поэтому у них бы проект не увенчался успехом. Получается, что бизнес у нас сам по себе, а власти живут в своем мире.
Относительно той методики и тех критериев, которыми руководствуются создатели рейтинга: они не всегда однозначно понятны. Вот, к примеру, «Форбс»: в прошлом году они поставили плюс Свердловской области за отставку Росселя, то есть, с их точки зрения, это положительно отражается на инвестиционной привлекательности. Что касается Краснодара: говорят, что у них нет комитета по товарному рынку. Чиновники, которые ездили в этот город, рассказывают, что там все автомойки, сервисы и прочие формы малого бизнеса расположены хаотично, в том числе на месте частного сектора, и их никто не контролирует. Если это действительно так, и в Краснодаре меньшее давление на бизнес со стороны властей, тогда первая позиция в ранжировании вполне объяснима. Чернецкий постоянно говорил, что у нас не хватает автомоек, но открывать их в соответствии с законом просто невозможно.
С отставкой Аркадия Михайловича его команда постепенно исчезнет, в преемственность я не верю. С мэрией будет, как и с Росселем, уцелеют отдельные единицы — кадры, которые действительно важны нашей политической системе. При этом, может быть, и поменяются принципы отношения с бизнесом, но еще неизвестно в какую сторону. Проблема вся концентрируется на уровне федерального законодательства: оно настолько противодействует, что смена власти вряд ли решит вопрос. К примеру, увеличена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, страховые выплаты будут составлять 34%, и еще нужно учитывать 13% подоходного налога — в результате почти половина зарплаты уходит. Предприниматели говорят, что не знают, как им работать дальше. В Краснодаре, наверняка, меньше административных барьеров. Возможно, в этом и заключается причина их лидерства по привлекательности для частного бизнеса.
Для того чтобы Екатеринбург вывести на первое место, необходимо, во-первых, снять эти административные преграды. Но это утопия, вряд ли власть откажется от этого ради благополучия частного бизнеса. В любом случае предприятия везде ждут подводные камни: необходимо собирать много справок, соответствовать требованиям и ГОСТам. При этом некоторые из ГОСТов не менялись с 40-х годов. К примеру, для пищевой отрасли — на кухне «должна существовать отдельная ванна для мытья яиц», которые не применяются уже более полувека. То есть в Екатеринбурге, Краснодаре или Москве на предприятие могут прийти чиновники и взыскать штраф, но где-то они относятся к этому более снисходительно.
Во-вторых, необходимо развивать транспортную инфраструктуру. У нас уже развита торговая инфраструктура, индустрия развлечений, деловая инфраструктура, соответственно надо привлекать людей. Нужно сделать так, чтобы люди, которые могут тратить деньги, могли и добраться до Екатеринбурга, причем добраться с комфортом. Чтобы деньги из Тюмени и Сургута шли на развитие нашего города, необходимо улучшать состояние автодороги.
До Кургана — то же самое, причем именно наша часть дороги в плохом состоянии: наши 80 км уставлены знаками с ограничением скорости, и за каждым кустом сидит гаишник. Но люди вынуждены ездить в Екатеринбург: для покупки машин, в аэропорт. Также в последнее время появляется информация о развитии малой авиации, в планах — открытие рейсов из Екатеринбурга в Тюмень и Курган. Необходимы области и высокоскоростные магистрали: время в пути сократится, и жители области будут еще больше стремиться в региональный центр.
Александр Предеин
Председатель экспертного совета Института развития и модернизации общественных связей (ИРМОС),эксперт-маркетолог, кандидат экономических наук
Конечно, нельзя сравнивать Екатеринбург с Москвой или Санкт-Петербургом, потому что они являются субъектами РФ, а мы — муниципальным образованием. Вот поэтому в рейтинг и входят только региональные центры и крупные города. Данное достижение никоим образом не связано с политикой городских либо областных властей. Известные предприниматели неоднократно высказывали свое мнение о том, что все эти успехи достигнуты вопреки, а не благодаря властям.
Вопреки различным комитетам, бизнес достигает вершин, сталкиваясь с постоянными проблемами. К примеру, МЕГА и ИКЕА: их представители неоднократно говорили о коррупции во власти, долго длился процесс их вхождения на наш рынок, они озвучивали свое нежелание платить взятки, но, несмотря на эти препятствия, достигли успеха. И сегодня значимость этого торгового пространства, расположенного вдали от коммуникаций, на окраине города, сопоставима с центральной торговой частью Екатеринбурга. И, повторюсь, в этом нет заслуги властей.
Вот почему Екатеринбург попадает в лидирующие позиции: Свердловская область богатая. У нас большой металлургический комплекс и много сырьевых предприятий, которые расположены преимущественно в области. Уровень жизни и доходов населения выше, чем средний уровень по России. Вот и получается, что люди получают деньги и приезжают тратить их в Екатеринбург, наш город является финансовым центром всего уральского региона.
В основном жители области едут за дорогими товарами, приезжают даже из Тюменской области. Екатеринбург можно назвать городом потребления, в котором, по сути, промышленных производств не так много осталось. В структуре экономики производство не играет большой роли, основа — это торговля. И разговоры администрации об их достижениях здесь совершенно неуместны, я бы посоветовал им открыть хотя бы маленький киоск. Так как открытие бизнеса у нас практически в 100% случаев сопряжено с коррупцией, они бы увидели, как сложно организовать этот процесс законно. Сейчас нет прозрачных механизмов открытия собственного бизнеса, поэтому у них бы проект не увенчался успехом. Получается, что бизнес у нас сам по себе, а власти живут в своем мире.
Относительно той методики и тех критериев, которыми руководствуются создатели рейтинга: они не всегда однозначно понятны. Вот, к примеру, «Форбс»: в прошлом году они поставили плюс Свердловской области за отставку Росселя, то есть, с их точки зрения, это положительно отражается на инвестиционной привлекательности. Что касается Краснодара: говорят, что у них нет комитета по товарному рынку. Чиновники, которые ездили в этот город, рассказывают, что там все автомойки, сервисы и прочие формы малого бизнеса расположены хаотично, в том числе на месте частного сектора, и их никто не контролирует. Если это действительно так, и в Краснодаре меньшее давление на бизнес со стороны властей, тогда первая позиция в ранжировании вполне объяснима. Чернецкий постоянно говорил, что у нас не хватает автомоек, но открывать их в соответствии с законом просто невозможно.
С отставкой Аркадия Михайловича его команда постепенно исчезнет, в преемственность я не верю. С мэрией будет, как и с Росселем, уцелеют отдельные единицы — кадры, которые действительно важны нашей политической системе. При этом, может быть, и поменяются принципы отношения с бизнесом, но еще неизвестно в какую сторону. Проблема вся концентрируется на уровне федерального законодательства: оно настолько противодействует, что смена власти вряд ли решит вопрос. К примеру, увеличена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, страховые выплаты будут составлять 34%, и еще нужно учитывать 13% подоходного налога — в результате почти половина зарплаты уходит. Предприниматели говорят, что не знают, как им работать дальше. В Краснодаре, наверняка, меньше административных барьеров. Возможно, в этом и заключается причина их лидерства по привлекательности для частного бизнеса.
Для того чтобы Екатеринбург вывести на первое место, необходимо, во-первых, снять эти административные преграды. Но это утопия, вряд ли власть откажется от этого ради благополучия частного бизнеса. В любом случае предприятия везде ждут подводные камни: необходимо собирать много справок, соответствовать требованиям и ГОСТам. При этом некоторые из ГОСТов не менялись с 40-х годов. К примеру, для пищевой отрасли — на кухне «должна существовать отдельная ванна для мытья яиц», которые не применяются уже более полувека. То есть в Екатеринбурге, Краснодаре или Москве на предприятие могут прийти чиновники и взыскать штраф, но где-то они относятся к этому более снисходительно.
Во-вторых, необходимо развивать транспортную инфраструктуру. У нас уже развита торговая инфраструктура, индустрия развлечений, деловая инфраструктура, соответственно надо привлекать людей. Нужно сделать так, чтобы люди, которые могут тратить деньги, могли и добраться до Екатеринбурга, причем добраться с комфортом. Чтобы деньги из Тюмени и Сургута шли на развитие нашего города, необходимо улучшать состояние автодороги.
До Кургана — то же самое, причем именно наша часть дороги в плохом состоянии: наши 80 км уставлены знаками с ограничением скорости, и за каждым кустом сидит гаишник. Но люди вынуждены ездить в Екатеринбург: для покупки машин, в аэропорт. Также в последнее время появляется информация о развитии малой авиации, в планах — открытие рейсов из Екатеринбурга в Тюмень и Курган. Необходимы области и высокоскоростные магистрали: время в пути сократится, и жители области будут еще больше стремиться в региональный центр.
Александр Предеин
Председатель экспертного совета Института развития и модернизации общественных связей (ИРМОС),эксперт-маркетолог, кандидат экономических наук
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Смертельная авария произошла на трассе Екатеринбург–Тюмень
Суббота, 13 сентября, 11.13
«Спецавтобазу» оштрафовали за «Северный»
Пятница, 12 сентября, 21.17
Житель Новоуральска оштрафован за незаконную добычу полудрагоценных камней
Пятница, 12 сентября, 21.01