DataLife Engine / Для пермских лифтов наступил День дурака

Для пермских лифтов наступил День дурака

Лифтовое хозяйство в Перми огромное, сложное и далеко не первой молодости. Соответственно, и сервис ему требуется высокопрофессиональный, с диспетчерскими пунктами, приближенными к народу. Ведь сидеть часами в лифте – удовольствие не из приятных. Еще меньше гражданам нравится пересчитывать ногами ступеньки на 9-й этаж и выше с детьми, сумками и колясками. Да и вообще лифт – объект опасный. Не зря в Перми в последние годы в титул капремонта попадают именно дома, где лифт исчерпал себя. И это обстоятельство в последнее время волшебным образом оборачивается против граждан.

Бизнес на безопасности

Пермские лифты обслуживают несколько специализированных лифтовых организаций. Если речь о многоквартирных домах – на основании договоров с управляющими компаниями или с ТСЖ. Задача специализированной организации – чтобы лифт не просто как-нибудь работал. Первое и главное – обеспечить его безопасную эксплуатацию. А во-вторых, бесперебойную.

Так что пермские лифтовые компании – организации солидные, набиравшие опыт еще в то время, когда лифт считался опасным производственным объектом. Потом федеральное законодательство пошло по пути упрощения – лифты стали просто опасными объектами, и деятельность по их обслуживанию и ремонту больше не требует лицензирования. Соответственно, на рынке начали появляться «лифтовые организации» облегченного типа. И во всех регионах профессионалы забили тревогу.

Не так давно екатеринбургские лифтовики написали по этому поводу Открытое письмо в Правительство РФ. В нем говорится: «На рынке сервиса появились организации, не имеющие возможности ни кадрово, ни материально, ни финансово качественно обслуживать лифты». В Екатеринбурге выигрывают конкурсы на обслуживание муниципальных домов и учреждений здравоохранения фирмы, которые предлагают демпинговые цены. Уважающие себя организации таких предложений делать не могут: они из собственной практики, которая складывалась десятилетиями, знают, сколько стоит техническое и аварийно-техническое обслуживание лифта, его капремонт и модернизация. Спускаться ниже себестоимости может только тот, кто не планирует нести такие расходы, у кого в активе офис на два стола, два-три человека персонала да «русский авось». Главное, чтобы бумаги были в порядке. Тем более лифты пока еще на ходу, сколько-то продержатся.

В результате на объектах появляются люди без нужной квалификации, без необходимых допусков. В лучшем случае они только «толкают» лифт, чтобы еще немного побегал – до истечения срока контракта. В худшем – такие «ремонтники» сами же и выводят оборудование из строя. Простои лифтов в екатеринбургских больницах уже достигают 2-3 месяцев. Когда нужно экстренно доставить пациента в операционную или реанимацию, такие фокусы бесследно не проходят.

Для пермских лифтов наступил День дурака
В Перми лифтов, отработавших 25 лет и более, – порядка 1200. Так что желание «встроиться» в программу капремонта понятно – речь идет об очень серьезных деньгах


Екатеринбуржцы настаивают: необходимо вернуть надзор за лифтами и лифтовыми организациями государственным органам в полном объеме, а самим лифтам – статус объектов повышенной опасности. И восстановить систему разрешительных документов на их техническое обслуживание.

Ветер дует из караоке…

В направлении, обозначенном соседями, сейчас очень быстро движется и Пермь. Правда, пермские лифтовики в Правительство РФ еще не пишут. Пока имеется только письмо на имя председателя правительства Пермского края – отправлено 12 марта.

Суть проблемы вот в чем. Около месяца назад в Перми появилась новая организация – ООО «Лифт Сервис Капитал». Если совсем точно – зарегистрирована в ЕГРЮЛ 18 февраля. Уставный капитал – 10 тысяч рублей. Юридический адрес – Ленина, 37. Казалось бы, дело хорошее. Вот только после этого на пермском рынке лифтового хозяйства начали происходить разные чудеса.

По странному совпадению, с начала марта лифтовики начали получать письма от управляющих компаний, с которыми они работали много лет. И УК разные, и лифтовые организации тоже, а письма одинаковые: заявления об отказе от договора с 1 апреля 2015 года – на основании статьи 782 ГК РФ, которая позволяет заказчику расторгнуть договор при условии оплаты расходов, понесенных исполнителем. Удивленные подрядчики ответили: за УК числятся изрядные долги. «Пермская модель комфорта» должна за обслуживание лифтов 422 тысячи рублей, УК «Мой Дом» – 122 тысячи, «Квадрат Строй Сервис» – 587 тысяч (не оплачены работы за 7 месяцев), «Профи Дом» должен 664 тысячи рублей…

Спустя 2 недели в лифтовых организациях уже читали новые письма, еще более удивительные, теперь уже со ссылкой на статью 450: если одна из сторон отказывается от договора, он считается расторгнутым. А что касается невыплаченных денег – уважаемые лифтовики, можете отправляться в суд!

…В профессиональных сообществах, как правило, знают, что происходит в отрасли. А в Перми к тому же и сами инициаторы передела лифтового рынка пренебрегли конспирацией. Письма от целого ряда УК – включая «Мастер комфорта», «СанТос», «Пермскую модель комфорта», «Квадрат Строй Сервис» и другие, расположенные в самых разных районах города, – почему-то были отправлены с одного адреса: г. Пермь, ул. Ленина, 37. Даже конверты надписаны одним и тем же почерком.

По этому адресу располагаются ресторан «Живаго», кафе «Пастернак», караоке «Вертинский». А из того, что имеет отношение к коммунальному бизнесу, – только НП «Ассоциация управляющих компаний». В которую, собственно, и входят все УК, как бы самостоятельно пожелавшие расторгнуть договор со своими лифтовиками. Так что повод для обобщений имеется. Вряд ли письма сервисным организациям отправляют из караоке.

Почувствовав в деятельности отдельно взятых УК направленную логику, руководители специализированных лифтовых организаций Перми собрались на совещание. Там и выяснили, сколько и чьи объекты неизвестные доброжелатели планируют передать вновь созданной организации и какие финансовые потоки на нее переключают. То есть люди-то, конечно, известны, но вот в официальных бумагах они нигде не фигурируют.

На совещании директора поделились информацией и установили: УК, входящие в пермскую Ассоциацию, получили указание заключить договоры на техобслуживание и ремонт лифтов с вновь созданной организацией «Лифт Сервис Капитал». И даже в 2 этапа: с 1 апреля – на 300 лифтов, с 1 июля – еще на столько же. Уведомления о расторжении договоров без каких-либо объяснений уже получили ООО «Ураллифт», ООО «Запад Урал Лифт-ремонт», ООО «Лифтовые системы», ожидает ООО «ЛИФТЭНЕРГО».

По оценке директоров, их компании столкнулись с недобросовестной конкуренцией. Но проблема, собственно, даже не в этом. Как отметил директор «Ураллифт» С.В. Ушаков, недобросовестная конкуренция в данном случае означает низкое качество обслуживания лифтов и угрозу безопасности людей. Руководитель «Лифтовых систем» С.В. Нелюбин подчеркнул: управляющие компании не понимают степени своей ответственности.

Наконец, вот мнение эксперта – исполнительного директора ООО «Инженерный центр «Эксперт» А. Н. Миронова: «Происходящее в отрасли не отвечает требованиям безопасной эксплуатации лифтов».

Для пермских лифтов наступил День дурака
Инициаторы передела лифтового рынка явно пренебрегли конспирацией. Письма лифтовикам от УК, расположенных в разных районах города, почему-то отправлены с одного адреса. Даже конверты надписаны одним почерком…


Результатом этой встречи и стало Открытое письмо специализированных лифтовых организаций г. Перми в правительство края, Ростехнадзор, Жилищную инспекцию, в ФАС, прокуратуру края. И в Трудовую инспекцию – потому что речь идет еще и о высвобождении полутора сотен специалистов уникальной квалификации. Соответственно, имеются и письма профсоюзных организаций в краевой профсоюз работников жизнеобеспечения, и обращение к главе администрации Перми Дмитрию Самойлову.

В Открытом письме в правительство края говорится: «Сложившаяся ситуация несет угрозу жизни и здоровью собственников многоквартирных домов, входящих в состав Ассоциации». Руководители специализированных лифтовых организаций призывают все заинтересованные стороны к ответственности при принятии решений.

Генеральный директор группы предприятий «Запад Урал Лифт» Виктор Заборских говорит:
– Сегодня для лифтовой отрасли по России в целом не лучшие времена. Лифтовый парк изношен, 30% лифтов отработали нормативный срок в 25 лет и более. На обслуживании нашей компании, например, есть лифты, отработавшие около 40 лет. Наше предприятие занимается техобслуживанием и ремонтом лифтов уже 15 лет – только под этим названием, не считая разных реорганизаций. Кадровый состав – один из старейших. Есть специалисты, проработавшие на лифтах 30-40 лет. И я не представляю, как можно взять на обслуживание 300 лифтов предприятию, созданному непрофессионалами месяц назад. Обслуживать лифты может только специализированная лифтовая организация, у которой есть обученный и аттестованный персонал, производственная база, специальное оборудование, круглосуточная аварийная служба, допуск СРО на работы, влияющие на безопасность, разработаны все внутренние нормативные документы и положения, организована работа на основании Технического регламента о безопасности лифтов и ГОСТов… Возьмем для примера УК «Пермская модель комфорта», которая обслуживает дома в центре города. Чтобы обслуживать лифты этого жилого фонда, у нас там размещен диспетчерский пункт на Луначарского, 26, второй – на Петропавловской, 83, ранее выкупленные нами у Департамента имущественных отношений. В них круглосуточно находятся дежурные специалисты, есть все необходимое оборудование, каждый механик и лифтер знает свои лифты, ухаживает за ними годами. Как можно обслуживать эти лифты дистанционно, с другого края города, не имея диспетчерских пунктов поблизости от объектов?

Вообще диспетчерские – это отдельная тема. Их имеют все специализированные лифтовые организации. У группы «Запад Урал Лифт», к примеру, их в Перми более 30, под них арендуются помещения в многоквартирных домах. Часть из них уже выкуплена в собственность компании. Бизнес строится серьезно, с перспективой на годы, поэтому и деньги вкладываются. А помимо диспетчерских пунктов в разных районах города, для обслуживания лифтов требуются лифтеры, электромеханики, связисты, электронщики, аварийная лифтовая служба, автотранспорт, запчасти… За месяц всем этим не обзаведешься.

Кому выгодно?

Спрашивается, зачем кому-то так срочно потребовалось войти в лифтовый бизнес? Понятно, что финансовые потоки будут переведены уже с 1 апреля. Но это еще не все. Тут мы как раз возвращаемся к теме капремонта многоквартирных домов.

Фонд капремонта в Перми уже начал формироваться. И солидная доля из него пойдет как раз на капитальный ремонт лифтов. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза и федеральным нормативам, все лифты, отслужившие свой срок, должны быть заменены до 2020 года.

В Пермском крае лифтов, отработавших 25 лет и более, – 1750, в Перми – порядка 1200. Так что речь идет об очень серьезных деньгах.

Правда, интересы бизнеса в этом деле еще не все. То, что жители заинтересованы в безопасности лифтов как пассажиры, вполне очевидно. Но есть и другая сторона вопроса: граждане имеют право голоса еще и как собственники общедомового имущества. Из разных районов города советы домов, собственники, узнав о ситуации, уже вовсю пишут о том, что не хотят менять организацию, обслуживающую их лифты многие годы. Некоторые собственники даже провели общие собрания по этому вопросу. Правда, с просьбой не расторгать договоры граждане обращаются в свои лифтовые организации, которые вовсе не являются инициаторами процесса. Люди еще не разобрались, как воспользоваться своими правами. Но они обязательно разберутся.
1-04-2015, 10:35
Вернуться назад